Главная / Новости / В мире / Аналитики: Активнее стало применение, а не декларирование вторичных санкций против РФ
18-04-2025 (10:05)
Аналитики: Активнее стало применение, а не декларирование вторичных санкций против РФ
update: 18-04-2025 (12:10)
За прошедший год в санкционном давлении США, Евросоюза и Великобритании на Россию появились новые тренды. Одним из них стало активное применение, а не только декларирование вторичных санкций. "Коммерсант" привел 18 апреля мнение аналитиков.
В США число физлиц и компаний из третьих стран, подпавших под действие этого механизма, с конца 2022 года выросло почти в семь раз, европейские и британские власти работают в том же направлении.
Кроме того, США и ЕС в 2024 году стали ограничивать судебные разбирательства, инициированные российскими предприятиями против американских и европейских контрагентов. Великобритания же вплотную занялась расследованием случаев нарушения санкций с последующим штрафованием виновных.
Санкции западных стран фактически охватывают уже все ключевые отрасли экономики, среди них военно-промышленная, финансовая, нефтегазовая, энергетическая, горнодобывающая, IT, электронная, аэрокосмическая, строительная, транспортная.
В США за 2024 год 70% всех случаев включения в американский SDN List связаны именно с антироссийскими санкциями. Всего в черный список включили 2196 лиц, из которых 1681 — российские граждане и организации, остальные происходят из 55 других стран (большинство из Китая). Кроме того, Россия заняла второе место по числу лиц, попавших под экспортный контроль (147 юрлиц).
Наиболее существенными стали санкции против российской нефтяной отрасли — под ограничениями оказались крупнейшие производственные компании и более 180 судов, причастных к торговле российской нефтью.
Серьезный удар нанесен по финансовой системе РФ, включая Московскую биржу, Национальный клиринговый центр и Национальный расчетный депозитарий. Всего в SDN List включили более 50 банков, в том числе Газпромбанк и банк "Дом.РФ". Санкциями пригрозили любой зарубежной финансовой организации, которая участвует в Системе передачи финансовых сообщений (российский аналог SWIFT).
Вторичные санкции стали одним из самых эффективных инструментов в арсенале США. В большинстве случаев вторичные санкции накладывались на компании из Китая, Турции и Индии. В 2022 году в списке их было 145, а по итогам 2024 года – 985 граждан и организаций.
ЕС также продолжил вести политику последовательного усиления санкционного давления на РФ. В течение года было принято три пакета санкций, под них попали 400 новых лиц. В октябре была запущена новая санкционная программа, оформленная решением Совета ЕС "Об ограничительных мерах в связи с дестабилизирующей деятельностью России" и затронувшая около 20 человек. Санкции могут применяться в том числе за вмешательство в избирательные процессы, содействие демонстрациям с учинением общественного беспорядка, манипулирование информацией, злонамеренную кибердеятельность. Активы таких лиц будут арестованы, взаимодействие с ними граждан и организаций ЕС запрещено.
ЕС ввел вторичные санкции против около 20 субъектов и секторальные ограничения против 120 лиц. ЕС уже применяет вторичные санкции к компаниям, помогающим поставкам электроники для российского военно-промышленного комплекса.
Весьма значимым шагом стало вступление в силу в мае 2024 года Директивы об уголовной ответственности за нарушение санкций ЕС. Кроме того, в рамках 14-го пакета санкций ЕС были введены меры, направленные на то, чтобы стимулировать российские компании не переносить споры с европейскими контрагентами в российские суды.
15 пакет санкций ЕС дополнил эти меры запретом на признание и исполнение на территории союза решений российских судов, основанных на "законе Лугового", что призвано защитить европейские компании от необоснованно высоких штрафов по антиисковым запретам.
Санкционное давление властей Великобритания привело к финансовым потерям России на сумму свыше $400 млрд.
На декабрь 2024 года общая сумма замороженных на территории Великобритании активов, так или иначе связанных с РФ, составила 25,03 млрд фунтов стерлингов. Для сравнения на 2023 год все замороженные в Англии активы по различным основаниям (не только российским) оценивались в 24,4 млрд. В сводный реестр за 2023–2024 годы были внесены сведения о 564 гражданах, а также 853 организациях и 15 судах.
Если раньше Великобритания критиковала механизм вторичных санкций, то в июле 2024 года она решилась на этот шаг. Заметно стремление британских властей активнее проверять и выявлять нарушения антироссийских санкций. Наибольшее количество нарушений выявлено в секторе финансовых и юридических услуг.
Эксперты единогласно отмечают усиление контроля за соблюдением введенных санкций. Всего, по подсчетам экспертов, OFAC внесло в SDN List более 300 лиц в порядке наложения "вторичных" санкций. Теперь "закон Лугового" ставит российскую сторону в сложную ситуацию: "с одной стороны, позволяет защититься от действий иностранных контрагентов, а с другой — может повлечь включение в санкционные списки ЕС".
Сейчас основанием для санкций может быть, например, статус "ведущего бизнесмена", а иногда и просто бизнесмена, ведущего деятельность в одном из ключевых секторов экономики.
По мнению экспертов, скорее всего, в 2025 году санкционное давление на Россию сохранится, возможно введение новых санкций со стороны ЕС, но без поддержки со стороны США, которые сосредоточатся на сохранении уже принятых антироссийских ограничений, поскольку санкции являются "очень важным элементом переговоров".