Трамп взялся за экономику и ввел минимальные пошлины в 10 процентов на любой импортный товар из любой страны. Далее для каждой страны он ввел и индивидуальные пошлины, причем очень даже недетские. Суть он объяснил просто - не хотите платить? - производите здесь, в Америке.

Очень простое и даже примитивное решение, которое должно запустить реиндустриализацию Америки. Ну, так Трампу кажется. Построим заводы, они начнут выпускать продукцию, появятся рабочие места и налоги, а Америка не будет платить за импорт, чем улучшит свой торговый баланс. Очень просто и совершенно точно не сработает.

Нюанс заключается в том, что Америка, безусловно, имеет колоссальный торговый дефицит - по товарам. По материальному производству. Но вот по услугам она в колоссальном же профиците - порядка 300 млрд долларов в год. И это ее конкурентное преимущество, ее место в международном разделении труда. Штаты очень даже выгодно торгуют нематериальными активами с огромным для себя плюсом. И у них есть весьма приличные резервы для роста.

Решение Трампа - оно как запреты всего и вся российской Госдумы. Незатейливо и мимо. Тарифные войны вообще штука почти неэффективная, так как немедленно возникают встречные пошлины, и эффект от того и другого обнуляется, а в торговле возникают перекосы и дисбалансы, что делает экономическую обстановку существенно менее предсказуемой.

Но Трамп - он не про системный подход, он про простые линейные решения. Для того, чтобы они работали, нужна простая экономика примерно средневекового уровня. Это как с электродрелью и сверлом на шестнадцать ставить пломбу.

В "списке Трампа" нет России. Американцы несколько неуклюже объясняют это тем, что торговли с Россией и так нет, хотя это не совсем так: ее объемы упали в 10 раз до 3,5 млрд долларов, но она все равно есть.

Скорее всего, для России все будет зависеть от того, как именно будет выполнено требование Трампа о заключении перемирия. Если оно будет заключено - могут оставить все как есть и продолжать не вносить Россию в список. Но если нет - то будут введены не только торговые пошлины, но и целый букет вторичных санкций, о которых уже было сказано.

Впрочем, всё это не очень работает в любом формате, поэтому символические жесты значат не слишком много. У Трампа просто слишком мало инструментов для давления на Россию кроме откровенно силовых, но вот как раз их он совершенно не собирается использовать - смысл замысла в том, чтобы столкнуть Россию и Европу, но точно не входить в конфликт с ней самому.

Ну, и заканчивая тему с тарифами, введенными сегодня Трампом в отношении практически всех стран мира. Его объяснение звучит примерно так: теперь за доступ на самый привлекательный рынок мира - американский - нужно заплатить.

Любопытно здесь то, что на самом деле та же Европа делает ровно то же самое. Ее политика "карбонового налога" - это те же самые тарифы Трампа, просто более (гораздо более) сложная и не настолько явная. Но по факту взимание карбонового налога - это те же самые тарифы, которые европейцы вводят на любые товары из любых стран, если они не будут соответствовать или будут, но не в полной мере, отвечать "углеродной чистоте". На это направлены и карбоновые квоты всех стран - превышение этих квот означает, что страна должна будет платить, покупая эти квоты у других стран.

В итоге все сводится к тем же самым дополнительным платежам, которые должны будут в значительной мере оставаться в Европе (просто механизм сложный, а по сути то же самое). Европейцы намерены поступающие дополнительные платежи пустить на компенсацию высокой стоимости энергии внутри самой Европы ("зеленая энергетика" - дело очень затратное), остальные средства пускать на развитие технологического опережающего роста.

Во всяком случае, в теории это приблизительно так и выглядит. Иначе говоря - за доступ на европейский рынок (еще вопрос - насколько он более привлекателен, чем американский) тоже нужно платить.

Трамп делает то же самое, но без заморочек и долгих прелюдий. Вместо предварительных ласк он поступает грубо, как насильник. Но содержательно - то же самое, что давно делает Европа. Пользуется тем, что американский рынок - один из трех ключевых рынков планеты, и намерен монетизировать это преимущество.

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены