Когда намереваешься добраться до необходимого места или достичь желаемой цели, а дорога вся в ухабах и канавах, то очень важно не только смотреть себе под ноги, но и выбирать правильное направление. В политике правильное сочетание стратегического и тактического планирования также является необходимым условием успеха. Это получается далеко не у всех и не всегда. В качестве иллюстрации возникающих при этом сложностей приведу два примера из международной политики.

Когда палестинцы в 1948-м отказались оформить международный статус своей страны, то для такого демарша они имели некоторые основания. На тот момент вероятность того, что Израиль выживет, многими оценивалась как весьма низкая, так зачем делиться драгоценной землей. Прошли годы и теперь никто точно не знает, что будет с Палестиной, а вот Израиль, несмотря на наличие многих проблем, имеет хорошие шансы продолжить успешное развитие.

Другой случай ошибки в стратегическом планировании произошел не так давно в Ираке, где ассирийцы отказались оформить автономный статус. Причина также понятна. Границы автономии никак не соответствовали их историческим воспоминаниям и политическим ожиданиям. Почему я считаю этот шаг ошибкой? Потому, что тенденция социально-политических изменений последних 30-ти лет в том регионе является негативной для развития ассирийского народа. На тех землях укрепляются их политические конкуренты, и я не вижу достаточно целеустремленной и успешной политической работы, чтобы изменить эту тенденцию.

Перейдем теперь к анализу внутриполитических событий важных настолько, что они могут иметь первоочередное международное значение. Я имею в виду ситуацию в США. Когда Трамп проиграл выборы в 2020-м и "психанув" спровоцировал своих сторонников на штурм и захват Капитолия, многим экспертам казалось, что "бешеный Дональд" подписал себе политический приговор. Вероятно этим можно объяснить то, как неспешно и самоуверенно демократы взялись за его экзекуцию. И они были по-своему правы, ибо Трамп так подставился, что бери за любое место и за решетку. Но вот прошло пару лет и ситуация стала меняться.

Во-первых, Трамп не захотел сдаваться на милость победителям и начал отчаянную борьбу за выживание, а американцы любят таких.

Во-вторых, нашлось немало сторонников готовых его поддержать всеми способами.

В-третьих, нерасторопный победитель во внутренней и, главное, внешней политике проявил излишнюю осторожность, опасную нерешительность, недостаточную оперативность. Короче говоря – слабый президент, а таких в Америке не любят.

Более того, возникли серьезные сомнения относительно его здоровья. Таким образом, Америке вновь доведется выбирать между наглым популистом-"камикадзе" и нерешительным реалистом – почти инвалидом (если демократы что-нибудь не придумают).

Ситуация обостряется, тут и покушение и слухи о заговоре с иранским следом. Трамп кует железо пока горячо и ко времени заявляет о намерениях быстро закончить конфликт в Украине и разобраться не только с неблагодарной и наглой Россией, но и со ставшим опасно сильным Китаем. Всему этому Байден не может противопоставить почти ничего. Хоть экономика работает неплохо, но во внешней политике действительно тупик и неясно как из него выходить.

В тупик забрели неслучайно. Четыре года тому назад Байден и его команда составляя программу своей деятельности, скорее всего, рассчитывали на все хорошее, не учитывая возможные осложнения. Когда внешнеполитические проблемы обострились, а тут еще и Россия напала на Украину, гарантом суверенитета которой являются и США, команда Байдена просто не знала, что делать. Вероятно, сработали и Афганско-Иракский синдром и сложности в самой Америке, оживился "Глобальный Юг", нависла тень могучего "Дракона". Таким образом, без глубокого анализа текущих обстоятельств, был избран вариант осторожной, долгой борьбы на истощение и принуждения Путина к миру.

Так, одной из причин задержек с поставкой высокоэффективного вооружения украинской армии было опасение, что рашистский режим может рухнуть, начнется политический хаос и ядерная неопределенность. Это был неправильный расчет. Рашистская империя оказалась более живучей и война пошла по самому невыгодному для Америке варианту – неопределенно долгая, непредсказуемо опасная, все более затратная, что только прибавило козырей Китаю в международной политической игре.

В первую очередь, конечно, страдает Украина, но и Америке не сладко, ибо успехи Путина и усиление влияния Китая – это ее поражение. И что же теперь делать? Ведь выматывать противника, затянув в конфликт главных врагов – Китай и Иран, при успешной ситуации на фронтах, т.е., на границах 1991-го года – это одно, а отбиваться на Днепре и в Харьковской области – это совсем другое. Тут невольно вновь возникают вопросы и о прошлых стратегических политических ошибках. Как это неприятно, когда на выборах и без того такая неопределенность и озлобленность.

У этой ситуации есть и еще один важный момент, который со временем может стать критическим. Речь идет о личности вице-президента, если Трамп победит. Вэнс прошел через многое в юные годы, а это значит, что стрессов у него хватало. Я не утверждаю, что он ущербный. Тут нужны определенные обстоятельства, чтобы это выявить, но если это так, то у власти может оказаться нужный человек в нужное время и Америка получит еще одного "камикадзе" (в предыдущих очерках мы уже обсуждали все аспекты этой концепции).

Как может Вэнс прорваться к президентству? Смоделируйте сами, уважаемые читатели, этот политический расклад. Способен ли он на такое? А вы почитайте, что он пишет и послушайте, что он говорит, вспомните каким "гибким" он оказался по отношению к Трампу. Вэнс определенно жаждет власти, но никто, включая его самого, не знает на что он готов пойти ради нее.

Только испытание политической властью сможет выявить, какое пламя личные трагедии зажгли в его сердце – любви или ненависти. Если ненависти, то "камикадзе" JD будет легче, чем "камикадзе" Дональду, ибо предшественник поработал на славу. У Вэнса в распоряжении уже будет послушная партия, а у его ног лежит страна, сверхдержава, которую не уважают и унижают все кому не лень, народ которой расколот, озлоблен и растерян. Что еще нужно, чтобы закрутить роскошный макиавеллевский сюжет.

Кстати, то, что произошло с Вэнсом и многими другими жителями "Rust Belt" (там когда-то зародился и стал на ноги американский индустриальный капитализм) – это тоже результат ошибок в стратегическом политическом планировании. Мы уже обсуждали очень опасную, утопическую теорию "цивилизационных кругов", реализуя которую, Америка лишилась значительной части своей индустриальной мощи, переведя инвестиции и производства в Японию, Корею, Тайвань и, позже, Китай.

P.S. Как бы не сложился политический расклад на берегах Потомака и за их пределами, а "нам своє робити, тому, брати та сестри, – деолігархізація, декриміналізація, інноваційний прорив і ніяких сумнівів в перемозі".

Юрий Рарог

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter