Современная юридическая система основана на аксиоме, что если было совершено преступление, то лицо или группа лиц, совершивших его, должны быть наказаны. Применяется такой подход и в отношении организаций. А что если целый народ поддержал агрессию и многие были вовлечены в совершение тяжких военных преступлений? Народ — это категория политическая, а значит, требуются особые теоретические конструкции, обосновывающие квалификацию действий целой политической общности как неправомерных и трансформацию данных выводов в юридические последствия.
Получилось сложно, так ведь и проблема непростая и очень болезненная. Подобные проблемы уже решались в 1940-х. Но до сих пор человечество не выработало четких юридических норм, политических подходов и морально-психологических критериев для определения народа-преступника и возможных наказаний для него. Предложу свой вариант решения этого сложного, болезненного и важного вопроса.
Вначале определимся с подходами.
Во-первых, каждый случай является особым и требует отдельного расследования (никаких амальгам).
Во-вторых, под определение агрессор (преступник) должен подпадать народ, в большинстве своем не только позволивший своему правительству совершить агрессию, но и принимавший активное участие в совершении данного преступления.
В-третьих, нужны полученные законным путем достоверные доказательства совершенных преступлений.
В-четвертых, необходимы проверенные факты широкой вовлеченности значительной части населения в совершение преступлений.
Кроме того, нужен международный легитимный трибунал и независимая следственная организация для проведения соответствующих уголовно-процессуальных действий.
Наказания должны быть соразмерны степени участия в преступлениях и зависеть от определения либо вины, либо ответственности. При этом определение только политической ответственности граждан не избавляет их от некоторых практических наказаний. В этом случае возможны, например, финансовые отчисления, принудительные отработки на восстановлении разрушенного, по уходу за ранеными, принудительные тренинги в процессе ресоциализации и т.д.
Страна, как субъект международного права, также может быть подвергнута наказаниям: временная или даже бессрочная оккупация, частичная или полная потеря суверенитета, территориальный раздел, потеря некоторых регионов, выплата репараций, установление политических и экономических санкций. При этом в каждом случае конкретная программа наказания должна включать и комплексные меры по социальной реабилитации данного социума.
Теперь перейдем к конкретному случаю. Сектор Газа, фактически независимое до недавнего времени государство, совершило агрессию против соседнего государства, Израиль. Вторжение сопровождалось действиями, которые можно квалифицировать как военные преступления. Каковы могут быть меры по наказанию и реабилитации народа Газы?
Во-первых, то, что происходит в секторе, — это уже наказание. Следующим шагом может быть оккупация и проведение планомерных следственных действий. Судьба лиц, непосредственно причастных к совершению преступлений, более-менее понятна — следствие, суд, ограничение свободы, исправительные работы или даже смертная казнь. Но что делать с остальными?
Жителям Газы, голосовавшим за ХАМАС и поддерживающим его преступные действия кроме создания временных житейских неудобств, необходимо перевоспитание. Более того, нужна программа цивилизационного переустройства Газы. Для осуществления этих высокосложных политических действий целесообразно сформировать систему переходного периода, ключевыми органами которой могли бы стать Административный Совет (АС), состоящий из менеджеров, Координационный Совет (КС), состоящий из политических советников, и Консультационный Совет (КоС), сформированный из местных жителей, не разделяющих идеологию и методы ХАМАСа.
АС должен формироваться правительствами Израиля, США и других партнеров по НАТО и ЕС. Это их ответственность подобрать команду специалистов по трансформационной работе в области политики, экономики, социальной сфере и т.д. Им будет предоставлена свобода действий в рамках достижения поставленных стратегических целей.
КС должен быть кооптирован через ООН из представителей разных стран, в т.ч. и Ближнего Востока. Его задача — сформулировать подходы и мониторить направление социально-политических и экономических изменений.
Особенно сложно будет сформировать КоС. Тут нужна инициативная группа из местных. Они должны будут зажечь сограждан созидательной идеей развития взамен прежних самоубийственных догм. Образно говоря, не Тегеран, а Сингапур должен стать путеводной целью газиатов. Постепенно КоС будет принимать все более активное участие в практическом осуществлении отдельных проектов и формировании низовых органов самоуправления из граждан Газы.
Весь проект может быть рассчитан на 20 лет и включать определенные количественные и качественные показатели, проверяемые ежегодно. Такой опыт очень важен для проведения цивилизационных трансформаций в других странах-агрессорах. Но пока слово за израильским солдатом, и он делает свою сложную и опасную работу хорошо.