Скандал, связанный с поединком между украинкой Ольгой Харлан и россиянкой Анной Смирновой разгорелся, и менее чем за сутки был полностью исчерпан.

Украинская фехтовальщица нестандартным путем, но заслуженно едет на Олимпиаду. Россиянка едет домой. Обе спортсменки подтвердили, что спорт – это не только спорт, но и еще и этика, эмоции, ответственность. Украинская спортсменка продемонстрировала это с положительной стороны, а российская, что стало традиционно в последнее время – наоборот.

Этот известный инцидент дал повод для некоторых размышлений.

Во-первых, его легко можно было избежать.

В соответствии с критериями МОК спортивные федерации сами отбирали российских участников для соревнований. Причем критерии несложные. Спортсмены, выступающие под нейтральным статусом не должны поддерживать агрессию России против Украины и не должны быть связаны с российскими силовыми структурами. Я специально просмотрел сайты многих федераций и почти все они определили для себя методики отбора, включая контроль социальных сетей спортсменов. Соответственно, если бы Международная федерация фехтования (FIE) занялась бы этим вопросом, то она бы легко обнаружила бы ставшую известной всем фотографию Анны Смирновой с братом в военной форме, демонстрирующую один из символов войны. И она бы просто не была допущена к соревнованиям.

Если бы это не сработало, то всем была бы понятна позиция Украины, относительно рукопожатий, она была принята и можно было даже организовать жеребьевку таким образом, чтобы российские и украинские спортсмены не встречались между собой.

Это общепринятая практика в подобных ситуациях.

Ничего подобного предпринято не было.

Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что это произошло именно в фехтовании. Это единоборство со строгим не только техническим, но и этическим регламентом. Зная это было понятно, что поскольку уровень этих спортсменок разительно отличается в пользу Ольги Харлан, то с большой вероятностью она выиграет и возникнет этическая проблема.

В-третьих, FIE на протяжении почти пятнадцати лет находится под российским влиянием и контролем через одного из главных фронтменов Путина – А.Усманова. В нее (в FIE) таким образом вкладывались российские деньги. Поскольку А.Усманов с марта 2022 г. находится в списке приоритетного санкционного контроля США и должен нести особую ответственность в качестве фронтмена Путина, то это дает основание властям США установить мотивацию и назначение при вложении этих средств.

В-четвёртых, совокупность всех этих факторов в сочетании с поведением россиянки и предыдущими скандалами, связанными с вмешательством российских властей в спорт, позволяют предположить, что это была заранее продуманная провокация против Украины и против спорта.

Термин "спортивный терроризм", приведенный украинской спортсменкой здесь вполне правомерен. И в нем активно участвуют россияне.

Если Анна Смирнова не поддерживала бы войну и дорожила бы своей репутацией, то вряд ли она позволила бы вовлечь себя в эту провокацию, требовать рукопожатия, подавать протест. Во всяком случае, здесь либо не пахнет независимостью, либо это полная зависимость от политики государства.

В-пятых, видно невооруженным глазом, что МОК всеми средствами пытается обеспечить представительство России на Олимпиаде хоть каким-то образом. Вопреки протестам демократических государств, Франции, как страны, принимающей Олимпиаду и вопреки Олимпийской хартии.

Однако этот инцидент наглядно демонстрирует:

– Неспособность МОК и федераций провести отбор независимых российских спортсменов, полностью отвечающих критериям допуска;

– Активное противодействие российской стороны процессу независимого отбора.

Так, полное соблюдение критериев допуска российских спортсменов на Олимпиаду не соответствует интересам российской стороны, где за каждой федерацией закреплены либо фронтмены Путина, либо сотрудники ФСБ.

Например, Федерация спортивной гимнастики России, которую возглавляет кадровый сотрудник ФСБ, Председатель Общественного Совета ФСБ уже заявила устами, что спортсмены недовольны решением Международной федерации гимнастики (FIG) допустить их до соревнований в нейтральном статусе... Коммуникация со спортсменами есть, они недовольны. Мы не знаем условия допуска, они будут через две недели, после чего мы поймем, кто проходит по этим условиям, – сказал Титов "Матч ТВ".

Соответственно, если вопрос об участии спортсменов решается при участии высокопоставленных сотрудников ФСБ, т.е. государства, ведущего войну, то о каком нейтральном статусе вообще идет речь?

В-шестых, обе стороны – и Россия и МОК – понимают сложившуюся ситуацию.

Так Президент ОКР С.Поздняков уже заявил, что на Олимпиаду смогут попасть считанные спортсмены.

Это к вопросу об отношении российских спортсменов к войне и степени их независимости. И это к тому, что сам С.Поздняков тоже фехтовальщик, член Исполнительного комитета FIE.

МОК в свою очередь за сутки принял два решения по инциденту на ЧМ по фехтованию, призвал федерации деликатно подходить к отношениям российских и украинских спортсменов и допустил Ольгу Харлан на Олимпиаду.

Судя по скорости реакции МОК, Т.Бах все понимает. Вряд ли он хочет ознаменовать свое президентство скандалом, подобным скандалу в FIFA.

Следовательно – это Победа идей олимпизма. Победа Украины. Победа всех нормальных людей. Спортивный и гражданский подвиг Ольги Харлан.

И возможно это окончательное решение российского вопроса на этой Олимпиаде.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter