В 80-х вдоль афганских дорог наблюдалась одна и та же картина - разбитая советская техника и разрушенные кишлаки. Мужчины из разрушенных домов уходили в моджахеды, а женщины с детьми были вынуждены бежать в Пакистан. Похожая картина с завидным постоянством повторялась в каждой из войн кремля.
—
В 1978 году в результате военного переворота к власти в Афганистане пришла Народно-демократической партия (НДПА), спонсируемая СССР. Новая власть взяла курс на построение социализма. Генсек НДПА летал в Москву, и об Афганистане стали говорить, как о будущей советской республике.
В 1979 году в Кабуле произошел дворцовый переворот. Старого генсека задушили подушкой, а новый оказался выпускником Колумбийского университета. Чекисты написали в Политбюро докладные, что Афганистан идет не в том направлении, и о планах шестнадцатой республики СССР придется забыть.
27 декабря 1979 года советский спецназ захватил президентский дворец, убил генсека НДПА, и из Москвы привезли нового главу государства из бывшей гэбэшной агентуры. Новый генсек объявил о победе афганской революции и призвал ввести советские войска "для нормализации положения в стране".
Советская пропаганда начала формировать образ афганского народа, "который хорошо относится к СССР" (что было правдой), но стал "жертвой абсолютного зла, науськиваемого из США". Зло планировало разместить ракеты НАТО в подбрюшье СССР, и эти планы "в последний момент удалось предупредить".
Теперь представьте советского солдата, который книжки в школе проходил, но не читал. Ему предстоит философский квест по отделению народа-жертвы от абсолютного зла. Он ожидает, что будет, как в кино про войну - зло бежит, а жертва встречает его с цветами. Вместо этого видит кино про басмачей.
Дороги минируют. Из зеленки обстреливают. В любом кишлаке можно получить пулю в спину. И никаких цветов. Солдат приходит к выводу, что здесь одно сплошное зло. Его командир приходит к выводу, что нужно усилить подразделение, добавить авиацию и бомбить кишлаки, чтобы справиться со злом.
—
Российская пропаганда - прямая наследница советской. Она рисует картину "народа-жертвы", который на самом деле русский, но испорченный украинством. Все украинское у них - "нацизм, управляемый из США и подлежащий уничтожению". А российские войска подаются, как "спасители от абсолютного зла".
Российский солдат по количеству прочитанных книг не дотягивает до советского. Зато впереди по цинизму и жестокости. В советской армии за насилие над женщинами и детьми светил срок, а в российской дают премии, награды и повышение по службе. Что отражается на решении философского квеста войны.
Как отличить "жертву" от "нацистов"? Россияне на блок-постах раздевают мужчин в поисках "нацистских" наколок. Проверяют вещи на "нацистские" символы. Ищут в смартфонах "сообщения нацистов". Пытают в подвалах, чтобы найти корень "нацизма". И почему-то вместо цветов получают - "Оккупанты!"
Солдаты приходят к выводу, что здесь все "нацисты". Что задача сложнее, чем им говорили. Но пути назад уже нет. Преступления совершены, друзья погибли, и единственный выход - это полное уничтожение "нацизма". С пытками, изнасилованиями, разрушением городов и прочим "антифашизмом".
Так формируется спираль насилия в агрессивных войнах, основанных на легенде "народа-жертвы", "абсолютного зла" и "солдата-освободителя". Если жертва капитулирует, потеряет свободу, идентичность и все равно получит репрессии. Если будет сопротивляться, попадет в категорию "абсолютного зла".
"Народ-освободитель" незаметно из спасителя становится палачом "народа-жертвы". Единственным способом избежать войны он видит отказ жертвы от сопротивления. И упорно не замечает другого способа предотвратить гибель людей, реализованного там, куда не дошли "освободители".
! Орфография и стилистика автора сохранены