Президент Украины Владимир Зеленский призвал Путина сесть за стол переговоров, заявив, что готов обсуждать нейтральный статус Украины. В переводе на русский это означает завуалированную готовность к капитуляции и незавуалированное согласие на обязательство невступления Украины в НАТО.
В итоге Путин, как победитель, во всяком случае, в части, касающейся Украины, будет теперь требовать еще больше, чем он требовал в ноябрьском прошлого года ультиматуме, который все так дружно высмеяли. И крутили пальцем у виска, какой, мол, дурачок этот Путин.
Но хорошо, как известно, смеется тот, кто смеется последним.
7 февраля в своей статье "За минуту до Апокалипсиса" я писал по этому поводу: "Путин, в отличие, увы, от западных партнеров, не привык бросаться пустыми угрозами. „Не надо никого пугать, если вытащил оружие – стреляй“, – этим своим жизненным кредо он поделился еще в начале своего служения на галерах. И вместо того, чтобы порадовать веселящуюся публику лицезрением загнанного в угол несчастного человечка, занятого лихорадочным поиском сохранения лица, он методично действует как человек, чей ультиматум отвергли. То есть, готовит вторжение".
Путин опять всех переиграл, но не потому, что он такой ловкий, а потому, что Запад такой бесхребетный и опять никаких обещанных в случае вторжения действительно адских мер так и не ввел. Все больше привычное выражение озабоченностей, миротворческих призывов, а те санкции, что введены – сегодня, после начала войны, когда Путин уже закусил удила и чувствует себя победителем – остановить его не способны.
Видимо, за два дня войны Зеленский увидел, что перспектив на победу в противостоянии с российским вермахтом нет, и дальнейшее сопротивление только будет множить количество жертв. Этим и объясняется то, что он запросился на переговоры.
В упомянутой статье я высказывал сомнения в способности украинской армии успешно, даже с учетом предоставленного ей западными партнерами вооружения, противостоять захватчикам: "Меня всегда смущали казавшиеся несколько шапкозакидательскими настроения как самих украинских патриотов, так и сочувствующих и болеющих за Украину российских наблюдателей, что пусть, мол, Путин только сунется – посмотрит, что будет. Украинская армия уже не та, что в 2014-м... Да, украинская армия, конечно, не та, что в 2014-м году, но все-таки, казалось мне, против российского вермахта ей не устоять".
Что, похоже, и подтверждается.
Может быть, у Украины были бы шансы выстоять, если бы действия ее армии были подкреплены немедленным, без всякого замыливания и обсуждения, введением после начала агрессии "адских" санкций, обещанных Западом. Игорь Яковенко пишет о практической невозможности быстрого введения таких санкций: "Среди многих впечатлительных противников Путина стало модно ругать Запад за то, что обещанные „санкции из ада“ все никак не введут, а те, что вводят, не приводят к моментальному уничтожению экономики путинской России. Вероятно, досада на Запад впечатлительных противников Путина вызвана тем, что мир Запада устроен несколько иначе, нежели Россия, и там невозможно, чтобы Байден собрал глав стран НАТО и как Путин во время того самого знаменитого заседания Совета безопасности РФ добивался полного единодушия." – Так все эти Байдены и Салливаны, отбиваясь от требований ввести санкции превентивно, убеждали общественность, что все подготовлено и согласовано, если только Путин сунется – реакция последует мгновенно! Ну, а тезисы Яковенко в этой статье, что Путин уже проиграл эту войну – при нынешней критической ситуации – просто вогнали меня в ступор. Мало, что ли, обожглись на эйфории накануне вторжения – когда радовались, как побитый отказом Запада на его ультиматум Путин отполз в сторону?
Не приостановка сертификации СП-2, от чего Путину ни холодно, ни жарко – а полное эмбарго на российские энергоносители. Не заморозка непонятно каких и вообще существующих ли счетов Путина и Лаврова – а арест триллионов путинской банды в США и Великобритании, с которыми ясность полная, арест российского имущества. Отключение России от SWIFT. Запрет всем российским министрам, силовикам, путинским олигархам, а также членам семей всех вышеперечисленных категорий лиц на въезд в страны Запада.
19 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности Зеленский пытался призвать западные страны ввести санкции против Путина до вторжения: "Нам не нужны санкции, когда нас начнут бомбить. Какая нам польза от этих санкций потом?"
В статье от 12 февраля я предположил, что западные лидеры не вводят санкции превентивно не потому, что, как они говорили на публику, считают правильным вводить санкции за действия ("если Путин делает движение, за этим следует расплата" – Джейк Салливан), а просто потому, что вообще не хотели их вводить – ни до вторжения, ни после. А обещали ввести их после вторжения потому, что не могли не обещать, это было бы уже совсем неприличным, рассчитывая на авось, что пронесет, что Путин поддастся на их умиротворяющие уговоры: "...кажется, что сама мысль о введении хоть каких-то реальных болезненных санкций против Путина и его клики приводит западных политиков в священный трепет и панический ужас! Такое ощущение, что они не столько угрожают, сколько умоляют, заклинают Путина не вторгаться в Украину: ты же видишь, как мы не хотим вводить санкции, будь умницей, не вторгайся, не ставь нас в ситуацию, когда мы не сможем совсем не реагировать!"
Что тоже, в общем, теперь подтверждается. Во всяком случае, мы видим только расширение прежних и ввод новых, таких же в большинстве своем беззубых санкций. Или таких санкций – против российских банков, например, – действие которых скажется через время. Санкции замедленного действия. Такими санкциями – на перспективу – Путина не остановить.
Перечисленные же мной "адские" меры, помимо того, что это меры действенные, хороши тем, что это тут же, мгновенно действенные меры. Их действие путинская банда ощутит на себе немедленно.
В подтверждение моей позиции приведу мнение Бориса Соколова из его сегодняшней статьи на Гранях. Собственно, уже заголовок статьи исчерпывающе говорит о том, что такое эти нынешние санкции Запада: "Слишком мало, слишком поздно".
Автор перечисляет ряд введенных Западом действительно болезненных санкций, которые окажут губительное воздействие на российскую экономику, но он несколько раз рефреном повторяет: губительное воздействие "в перспективе". Кроме того, "...в перспективе это ослабит возможности России производить современные вооружения, что также скажется на ее способности совершать агрессию против других государств. Но на боеспособности российской армии в ближайшие месяцы и даже годы это не скажется, а значит, прекратить таким образом российскую агрессию против Украины не удастся".
И далее: "Пока что санкции устроены так, чтобы нанести максимальный ущерб российской экономике, но при этом минимизировать ущерб экономике США, Евросоюза и других западных государств. Что очень важно, отключать Россию от системы платежей SWIFT, как признался Джо Байден, пока не планируется. А это была единственная санкция, которой всерьез опасалось руководство России. Неслучайно сейчас путинские пропагандисты вовсю резвятся: мол, „разрушительные санкции“, которые ранее обещали ввести Байден и лидеры стран Евросоюза, на практике оказались не столь разрушительными."
Ну и, конечно, Германия (на пару с Францией) опять в качестве палочки-выручалочки Путина: "Дело, несомненно, в позиции европейских союзников США, прежде всего Германии и Франции, которым отключение России от SWIFT также принесет существенный ущерб и может привести к немедленной остановке экспорта российских энергоносителей в Европу. Здесь попахивает мюнхенскими настроениями, которым сейчас не должно быть места. Россия сейчас ведет войну на уничтожение украинского государства, и никакой компромисс с ней невозможен, по крайней мере до тех пор, пока российское нападение не будет отражено... Германия до сих пор, даже в условиях широкомасштабной российской агрессии против Украины, отказывается поставлять оружие Киеву и запрещает другим странам поставлять Украине имеющиеся у них германские вооружения".
Уму непостижимо, абсолютное отсутствие чувства самосохранения. В теории, может, уже и понимают, что Путин – главная мировая угроза сегодня, но все хотят проскочить между струйками, даже ради устранения этой угрозы не готовы поступиться никакими дивидендами.
По сути, Запад в очередной раз кинул Украину, ему не привыкать. Когда Зеленский понял это, он осознал, что попал в цугцванг. Из цугцванга, как известно, хорошего выхода нет по определению. Или героически продолжать безнадежное сопротивление оккупантам, множа человеческие жертвы – или запроситься на переговоры.
Очень точно положение, в котором оказалась Украина, описано в одном из попавшихся мне на глаза постов в фейсбуке:
"Сообщение о возможных переговорах в Минске (во враждебном Минске) совсем не радует. Ясно, что Кремль потребует капитуляции Украины и предъявит какие-то невыполнимые претензии.
С другой стороны положение президента Украины и страны вообще – очень опасное и прямо скажем – трагическое.
Бои за Киев и Чернигов, сдача Сум, продолжающиеся обстрелы городов и сел ставят Украину в положение почти безвыходное.
Разумеется – можно пойти на то, чтобы эвакуировать руководство страны во Львов, организовать партизанскую войну (тут украинцы имеют большой опыт) и продолжать сопротивление по Днепру, во что бы то ни стало. Тем более, что пока что у Украины есть обширные резервы и силы.
Но это море крови, а видно, что кремлевские не остановятся и что им совершенно наплевать на реакцию очень многих стран мира (уже не только западных).
Они будут бомбить все подряд, как давно это делают в Сирии, или как делали при Б.Ельцине в Чечне. Сейчас и тем более будут.
Возможно переговоры дадут передышку. Возможно наоборот – ухудшат положение, потому что В.Путину невозможно доверять от слова вообще.
Скорее всего он станет требовать невыполнимого, как вот в нелепых обращениях к НАТО."
Зеленский не совсем мой герой, но тут я ему не судья. Это тяжелое решение: или продолжать биться с агрессором, умножая количество жертв, видя, что шансы на победу призрачны – либо принять решение по существу о капитуляции после уже понесенных Украиной жертв за два дня сопротивления. Получается, жертвы были напрасны? – обязательно спросят его избиратели. И многие обвинят в предательстве.
Не думаю, что Зеленским движет, прежде всего, опасения за собственную жизнь (никуда не уехав из Киева в самый критический момент, он это доказал). Зеленский – не Путин, которому все равно, сколько собственных граждан послать на смерть ради победы, причем, призрачной. Увидев, сколько уже военнослужащих и мирных граждан погибло за эти два дня, осознав, какие реки крови могут быть еще пролиты, он ужаснулся и отшатнулся. Возможно, решил, что нет другого выхода, как идти на переговоры.
Конечно, это решение, если оно будет реализовано, будет стоить Зеленскому как минимум политической карьеры – даже если он получит от Путина ярлык на княжение за проявленное миролюбие и послушание.
Сейчас, когда я заканчиваю статью, мэр Киева Виталий Кличко предупредил, что "ситуация сейчас для Киева – без преувеличения – угрожающая". Вспоминая, тьфу-тьфу, руины Грозного в 2000-м году, я понимаю, что Путин, ради покорения ненавидимой им всеми фибрами души Украины, ни перед чем не остановится – особенно если почувствует, что проигрывает.
Игла с Кощеевой смертью находится сегодня в руках Запада. Но у него нет воли ее сломать. По сути, в данный момент он оставил Украину на съедение Путину. А то, что потом какие-то введенные сейчас санкции причинят ему определенные неудобства, Украине и погибшим украинцам уже не поможет.
Чемберлены и Даладье нашего времени надеются, что на Украине Путин остановится. Умиротворится, успокоится, ситуация войдет в берега и даже можно будет продолжить с ним сотрудничество и взаимовыгодные гешефты. Так же ранее они надеялись, что он удовлетворится частями Грузии, потом – Крымом и частями восточной Украины.
История опять ничему их не учит. Они в этом убедятся, когда, не получивший теперь отпора, почистивший перышки и изголодавшийся по свежей кровушке вурдалак сунется в Польшу или Прибалтику.
А следующими уже будут те страны, которые сейчас думают, что до них дело никогда не дойдет. И им таки придется уже не просто вводить самые адские санкции против Путина – а воевать с ним.
Только уже в гораздо худших условиях.
Написал эти строчки и увидел у Гарри Каспарова идентичный вывод: "Остановить взбесившегося диктатора с ядерной бомбой можно только решительными мерами сейчас. Потому что любое промедление приведет к тому, что эти же проблемы придется решать тогда, когда путинская агрессия перекинется на страны НАТО".
Из статьи Бориса Соколова: "...надежно остановить российскую агрессию мог бы только ввод американских боевых частей на украинскую территорию. Но Байден неоднократно заявлял, что американские войска ни при каких обстоятельствах не будут посланы в Украину, чем во многом спровоцировал Путина на нынешнюю агрессию".
А ведь блестящая идея! – Не воевать – а просто заблаговременно разместить в Украине контингент американских военных. И пусть бы Путин попробовал стрелять в них.
Но, объявив Путину, что США ни в коем случае не будут вмешиваться, Байден, по сути, развязал ему руки. Выдал карт-бланш на расправу с Украиной. Пригласил на казнь.
Запомним число 24 февраля. Если сейчас на Путина не наденут смирительную рубашку, это число с большой вероятностью станет датой начала Третьей мировой войны.
P.S. от сегодняшнего утра.
Идут сообщения, что Киев сегодня выдержал. Зеленский в Киеве, никуда не уехал, записал видео из центра столицы. Был в критический момент со своим народом. Как бы я к нему ни относился – респект и уважуха.
Дай Бог, чтобы на этот раз мои опасения оказались напрасными, и никаких переговоров с Россией – во всяком случае, с позиции силы Путина, не будет. Но ситуацию надо оценивать трезво, не впадать в эйфорию. Эйфория – это уже после победы, дай Бог.
Я уже сравнивал ситуацию, в которой оказалась Украина, вынужденная с оружием в руках доказывать свое право на существование, с Израилем, который уже много лет, начиная с 1948 года, с самого дня провозглашения независимости, доказывает своему враждебному окружению то же самое. И, тем не менее, и в Войне за независимость 1947-49 гг., и в Шестидневной войне 1967 года, и в Войне Судного дня 1973 года, когда все – и напавшие на Израиль армады вражеских армий, и славное мировое сообщество были уверены, что ему не устоять перед полчищами врагов – Израиль выстоял и сокрушил их.
Боже, храни Украину! Дай Бог и ей выстоять в этой смертельной схватке с обезумевшим фанатиком. И если случится чудо, это чудо случится не само по себе – его совершат своей стойкостью, своим отчаянным мужеством украинцы, для которых, действительно, эта война стала Великой Отечественной войной.
И пусть США и Европе станет тогда стыдно, что они наблюдали свысока над схваткой, когда в их руках были все инструменты для того, чтобы остановить агрессора.
Но чуточку вышней помощи мужественной Украине не помешало бы. Дело к марту месяцу, плохому месяцу для диктаторов.
Может, Мартовские иды скажут свое слово?!