Моя лента в ФБ обсуждает статью Бориса Райтшустера, о том, как какая-то женщина из Саарбрюкена боялась ночью идти на заправку за сигаретами — боялась быть изнасилованной беженцами, хотя по ее же словам много лет работает в мультикультурном коллективе и живёт в мультикультурной семье.
Как к этому надо относиться? За время моего двухнедельного отпуска я видела три случая в прессе (и не спрашивайте, какой черт меня дёрнул в отпуске читать новости), как некие люди, выходцы из стран Ближнего Востока, зарезали ножами европейских граждан, двух в Германии и одного во Франции. За две недели три случая. И это не считая Хемница, который уже вторую неделю с ума сходит по той же причине — беженцы убили немца. То есть не немца, а кубинца с немецким паспортом. "Паспорт немецкий — значит, немец!" — сказали новые правые и неонацисты, чем неожиданно обнаружили поразительную в этой среде толерантность.
К чему я это все? Странно ли, что при такой интенсивности криминальных новостей с участием беженцев люди могут бояться? Нет, не странно. И это новости не Первого канала, а обычных немецких газет. Давно ли закончился шум, почему это первый (теперь уже немецкий) канал отказался освещать одно из произошедших убийств? Всех ли удовлетворили объяснения о том, что Tagesschau освещает не криминальные хроники, а значимые события? Ничего удивительного нет, что какая-то женщина, подругу которой (недавно?) изнасиловали некие ублюдки, стала бояться выходить одна ночью на улицу.
Значат ли эти участившиеся новости об изнасилованиях и убийствах с участием беженцев, что все остальные криминальные элементы ушли в отпуск в полном составе? Скорее можно предположить, что преступления совершаются в том же объеме и составе, как и раньше (а статистика вроде утверждает, что и немного меньше), но в новости попадают только определенные типы преступлений. Что будет, если вместо новостей начнут печатать криминальные сводки? Будут ли только женщины бояться ходить в одиночестве по ночам? Вопрос оставляю открытым.
Напоследок скажу лишь, что никто не отменял такой психологический феномен, как confirmation bias. Русская Википедия называет этот феномен "склонностью к подтверждению своей точки зрения", по-немецки употребляется термин Bestätigungsfehler. Заключается этот феномен в том, что человек воспринимает любую информацию в контексте собственных убеждений, и все, что этим убеждениям противоречит, вытесняет и не помнит. Если кто-то убежден, что Европа катится к закату, на улицу страшно выйти и пр., то любое упоминание о беженцах (даже и не криминальное) только подтвердит и укрепит эти убеждения. Держать людей в страхе очень удобно — в состоянии страха и паники (как и любых других сильных эмоций) человек теряет способность мыслить критически, и склонен к необдуманным действиям. Имея в распоряжении толпу людей с отключённым критическим мышлением, несложно направить ее в нужном направлении. Надо только легонько подтолкнуть. К слову, события в Хемнице левые уже окрестили в прессе "репетицией гражданской войны". Средняя температура по больнице поднимается.