8 мая, в 13:33 по ереванскому времени, 59 голосами против 42 парламент избрал Никола Пашиняна премьер-министром Армении. Завершился целый цикл новейшей армянской истории, в которой был драматический недельный саспенс перед окончательным голосованием, а до этого – двухмесячный марафон дюжины оппозиционеров по городам и селам, выросший в итоге в 200-тысячный митинг протеста в столице; а до этого – двадцать лет борьбы сначала журналиста, потом политика, потом депутата, потом лидера оппозиции, а теперь главы правительства Пашиняна против сначала министра, потом премьер-министра, потом президента, а ныне пенсионера Сержа Саргсяна. Однако, как сказал в этот день сам Никол (его имя означает на греческом ”победитель”) – это отнюдь не личная победа Пашиняна, а победа народа, впервые за двадцать лет сумевшего по собственной воле избрать себе власть.

Почти все отмечают карнавальный характер армянской ”бархатной” революции. Апофеозом этого карнавала стал день 8 мая. Обещанный синоптиками дождь с утра нависал над городом тяжелыми тучами, сдерживаясь изо всех сил аж до пяти часов вечера, когда все уже было кончено. А заседание парламента началось в полдень под пристальным и пристрастным наблюдением гигантской толпы в белых одеждах, следившей за происходящим на экранах мониторов с площади Республики. Фракция бывшей власти заявила о своем отрицательном отношении к революции, однако для выхода из кризиса выделила необходимое число голосов (13) для формального голосования в пользу единственного кандидата. Час спустя все было кончено.

Народ ответил взрывом восторга. За считанные минуты в центра города было раскуплено все шампанское, которым поливали улицы, машины и девушек в белых майках. Из горной деревни Бюракан пригнали самосвал, груженный снегом с вершины Арагаца – чтобы добавить белого в городской пейзаж – и снег в майский день подчеркивал нереальность происходящего.

Победная речь Пашиняна была построена в риторике легендарного командира карабахской войны Леонида Азгалдяна, сказавшего четверть века назад в своем единственном телеинтервью о смысле и целях национально-освободительной борьбы: ”Это Армения. И точка!”

Таких точек в речи нового премьера было около десятка. ”Больше никаких фальсификаций на выборах. И точка. Больше никаких монополий. И точка. Больше никаких олигархов. И точка.”

Сотни тысяч на улицах Еревана, миллионы армян по всему миру услышали его и запомнят эти слова – до последней точки. Именно их требовательное и страстное ожидание перемен должно стать залогом и гарантией осуществления обещанного. Сила армянской революции и ее отличие от схожих, но все-таки других процессов на постсоветском пространстве – в отсутствие кумиров и пророков, в широчайшей вовлеченности и кровной заинтересованности масс в процессы реформ. Обросший бородой Никол, даже при повсеместности своего многократно размноженного в эти дни изображения на майках и плакатах, отнюдь не становится идолом, оставаясь ”парнем с соседнего двора”, ”не повелителем, а слугой народа”, как сам он сказал накануне и как ему и придется действовать в наэлектризованной среде нации, не склонной к пафосу и театральным эффектам.

Доза эйфории в этом месяце непривычно высока для армян. Май мистическим образом спрессовал сразу несколько победных дат в долгой истории этого народа. 5 мая 451 года – годовщина стародавней битвы под Аварайром, когда христианская Армения отстояла свое право на свободу вероисповедования в первой в истории религиозной войне с еще зороастрийской Персией. 28 мая 1918 года – провозглашение Первой Армянской республики. 9 мая 1945 года – Победа над Германией, в которой Армения положила на алтарь победы четверть миллиона погибших солдат. 8 мая 1992 года – освобождение крепости Шуши, во многом переломившее ход карабахской войны, перемирие в которой было подписано двумя годами позже – 12 мая 1994-го. И вот теперь – победа народа над диктатурой, 8 мая 2018 года.

На следующий день новый глава правительства Армении совершает свой первый официальный визит в Нагорный Карабах – формально, в другую страну, в самопровозглашенную, хоть и непризнанную Республику Арцах, на празднование Дня Победы. Важнейшим заявлением Пашиняна по этому поводу стал тезис о необходимости включения в переговоры о карабахском урегулировании самих карабахцев, как самостоятельной стороны конфликта. Сказал он и о своем видении решения проблемы – реализация права нации на самоопределение. По этому поводу в Армении существует общенациональный консенсус – здесь передача армянских провинций Карабаха и Нахичевана Кавказским бюро РКП(б) Азербайджану рассматривается как следствие и заключительный акт Геноцида, уничтожившего не только треть населения Армении, но и саму армянскую государственность в сговоре Советской России и кемалистской Турции, закрепленном преступным Московским пактом 16 марта 1921 года.

Первым, спустя считанные минуты после голосования в парламенте, Пашиняна поздравил с избранием свежеинаугурированный Владимир Путин. Более того, уже в ближайшие дни анонсирована их встреча в рамках очередного саммита ЕАЭС-СНГ-ОДКБ, кажется, в Сочи. По этому поводу злые языки сарафанного Армянского радио уже призывают Никола не пить там с Путиным чай и, по возможности, не мочиться в пределах досягаемости ФСБ.

Пашинян наденет на встречу галстук и костюм вместо камуфляжной футболки с рюкзаком, однако он вряд ли сбреет свою оппозиционную бороду. Новоиспеченный армянский Ланцелот будет смотреться причудливо в компании советских драконов, но вопрос в том, чья игра и какие правила возьмут верх – восходящий лидер демократической революции, или увядающий букет стареющих диктаторов?

Тигран Хзмалян

5165news.com

! Орфография и стилистика автора сохранены