Когда Белых стал губернатором Кировской области, он пригласил Щерчкова в свою команду в качестве заместителя. Жил свидетель в то время на государственной даче в Кирове. Помимо него там проживали Мария Гайдар (на тот момент занимала должность вице-губернатора Кировской области в области здравоохранения и социальных вопросов), Алексей Навальный, глава "Вятка банка" Григорий Гусельников и другие.
Далее свидетель рассказал про Ларицкого. По его словам, у них были рабочие отношения. После того как Ларицкий сблизился с Белых, на Щерчкова начали оказывать давление. В рамках инвестпроектов Белых поручил Щерчкову, чтобы он оказывал поддержку в выделении лесных участков.
— Вам что-то известно о покровительстве НЛК и УК "Лесхоз" со стороны Белых? — спросила прокурор.
— Никита Юрьевич, думаю, покровительствовал этим проектам, продвигал по всем направлениям, — неуверенно ответил Щерчков.
— Что конкретно он делал?
— Ставился жестко вопрос о выделении лесных участков, департамент лесного хозяйства решал эти вопросы в кратчайшие сроки.
— Вы могли не выполнять эти указания?
— Саботировать? Это грозило увольнением.
После одного из заседаний в 2012 году, продолжал свидетель, к нему подошел Белых и якобы сказал, что "мы много помогали Ларицкому, он должен нас отблагодарить". Свидетель подозревал, что благодарность должна была выражаться в деньгах.
Как рассказал Щерчков весной того же года, ему позвонил бывший руководитель НЛК Владимир Сысолятин и попросил передать пакет Белых от Ларицкого. Они встретились на парковке у правительства Кировской области.
"Сысолятин передал мне пакет, я заглянул, там был еще один пакет, внутри — 4 пачки по 500 евро. Я удивился, но Сысолятин ничего не объяснил. Я предполагал, что будет безналичный перевод", — вспомнил свидетель,
добавив, что в конечном итоге эти деньги он передал Белых. Позже ему позвонил Сысолятин и поинтересовался: "Шеф доволен?". Свидетель ответил ему положительно.
— За что передавались деньги? — продолжила гособвинитель.
— Мне точно не известно, предположу, что на поддержку инвестпроектов, — сказал Щерчков.
— В чем заключалась поддержка?
— Быстрое выделение и согласование лесных участков.
В то время, по мнению свидетеля, у Белых и Ларицкого сложились дружеские отношения. Как утверждает Щерчков, Белых часто летал на самолете Ларицкого в командировку Москву.
При этом, как настаивает свидетель, Белых знал о том, что эти проекты не инвестировались, график работы и условия проекта нарушались.
По оценке свидетеля, Белых был одним "из лучших губернаторов в постперестроечное время", при нем начали решаться вопросы по строительству дорог, спортивных объектов, построен аэропорт.
Щерчков признался, что раскаялся в соучастии при передачи взятки и пояснил, что это были серьезные последствия для всей команды губернатора, многие были уволены.
— Почему вы сразу не обратились в правоохранительные органы, а только в 2016 году? — поинтересовалась прокуратура.
— Боялся потерять работу.
Примечательно, что свидетель на предварительном следствии менял свои показания. Первоначально, как признался Щерчков на допросе в суде, он говорил, что не заглядывал в пакет, в котором находились деньги, и говорил, что до конца не хотел верить, что это была взятка. Потом, как только стало известно об аресте Белых и его отставке, Щерчков поменял показания и раскаялся.
— Сергей Владимирович, это все-таки была взятка? — очередной вопрос от прокурора.
— По прошествии лет я думаю, что да, — опустив голову произнес свидетель.
Следом вопросы начал задавать Белых. Он пытался выяснить у свидетеля, помнит ли тот, привлекались ли внебюджетные средства на спортивные команды, а также на мероприятия, связанные с лесным хозяйством. Щерчков кивнул, отметив, что деньги безналичным расчетом передавали предприятия области.
— Почему я привлек вас для озвучивания просьбы Ларицкому о благодарности и для получения этих денег? — спросил у Щерчкова Белых.
— Вы меня не привлекали. Насчет вашей просьбы — не знаю, может сами постеснялись ему сказать.
— У нас же были дружеские отношения, я же мог сам.
— Было у вас так, что вы мне поручали то, что сами могли сделать.
— Были ли у меня желания вас уволить?
— Я писал вам заявление в связи со своим чрезмерным увлечением спиртным, — ответил свидетель и попросил приобщить к материалам дела свою трудовую книжку. — Вы там выписывали свои поощрения.
— Если бы в трудовой можно было указывать про алкоголизм, то она была бы вся исписана.
— Какой вы злой, — усмехнулась прокурор.
— Ну вы еще людям позволяли ходить по правительству в носках, — тихо произнес свидетель. В зале засмеялись.
Следующим вопросы задал адвокат обвиняемого Андрей Грохотов:
— С чем была связана необходимость принести в кабинет губернатора деньги, а не передать в другом месте?
— Какой смысл мне с собой возить деньги? Это же не мои деньги были, — объяснил Щерчков и добавил, что заходил в кабинет Белых вечером под конец рабочего дня, когда все расходились по домам.
После короткого перерыва защита и прокуроры ходатайствовали об оглашении показаний Щерчкова на следствии в связи с противоречиями. На одном из первых допросов, в июле 2016 года, Щерчков рассказывал следователю, что ему ничего не известно о получении денег Белых. Грохотов пытался выяснить, почему он сразу не рассказал, что передавал деньги.
— Никита Юрьевич оставался губернатором. Я боялся что-то про него говорить, потому что не было уверенности, что он не вернется на этот пост, — объяснил противоречия свидетель.
Согласно другим показаниям, в августе 2016 года Щерчков уже рассказывал, что передал деньги. В суде он объяснил изменение показаний тем, что находящийся к тому моменту в СИЗО Белых не появлялся на работе, поэтому он и решил рассказать об этом.
Затем судья зачитала протоколы допросов Щерчкова, которые проходили с октября 2016 по март 2017 года. В тот период Щерчкова допрашивали как подозреваемого, в конце марта на допросе он раскаялся в том, что он участвовал в передаче взятки. Уголовное дело в отношении него прекратили. На этом допрос завершили, следующее заседание — 6 декабря.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter