Исполнилось 102 года начала геноцида армян и понтийских греков в Османской империи. Трамп, подобно своему предшественнику Обаме, сказал про эти события не просто "геноцид", но Мец егерн - Великое злодеяние, армянский эквивалент терминов Холокост - Всесожжение (др. греч.) и Шоа - Катастрофа (иврит).

Турция выразила резкое недовольство применением термина "геноцид" к событиям 1915 года.

Версия Анкары неизменна - власти Порты вынуждены были начать депортацию армянского населения Западной Армении из-за действий армянских партизан, подстрекаемых Петроградом, а на эвакуированных напали банды мстительного местного турецкого (и курдского) населения, мстящего за партизанские злодеяния. Откуда взялись армянские партизаны в Истамбуле, залитом кровью событий 24 апреля 1915 года, не указывается. Интернирование же видных армянских интеллектуалов объясняется заботой об их безопасности.

Справедливости ради надо отменить, что одновременно российские войска начали принудительную эвакуацию (вылившуюся в этнические чистки и "солдатские" погромы) еврейского населения прифронтовой полосы на австро-германских фронтах и мусульманского населения - на Кавказском фронте. Лично ответственные - вел. князь Николай Николаевич и ген. Юденич.

Эти страницы начисто отсутствуют и в нынешней парадной версии "Второй Отечественной" (советско-германская война, как известно, уже - Третья Отечественная), и в ее критическом обсуждении либералами.

Почему современная Турция отказывается признать факт армянского и греческого геноцида - понятно. Тут и общее "восточное" нежелание признавать вину и каяться; и понимание, что вина за геноцид Османской Порты создает основание для сильного сокращения территории державы; и очевидное опасение немедленного требования компенсаций.

Турция - в отличие от Западной Германии 50-х годов, выплатившей (в товарном виде) компенсации Израилю, формально не как вергельд, но как замена реституции "ариизированного" имущества, - раскошелиться, чтобы показать себя исправившейся и вновь цивилизованной страной, совсем не рвется.

Тут ведь важно отсутствие в турецком обществе влиятельного движения сторонников признания факта геноцида 1915 года. И я предлагаю в качестве критерия "западности" готовность общества признавать не только преступления прошлых режимов или правящего (критикуемого за них оппозиций), но признание "народных" преступлений.

Ведь в Польше очень мучительно идет обсуждение трагедии Едвабне под Белостоком в июле 1941 года.

И никак не идет обсуждение темы массовых убийств евреев Литвы и Латвии местными повстанцами - еще до подхода вермахта в июне-июле 1941 года.

Страшную агрессию со стороны общественности вызвало признание президентом Гавелом вины Чехии за этнические чистки судетских немцев в 1945-46 году.

Нет и попыток признания украинской части вины за Волынскую трагедию 1943 года.

В нынешней России и то чаще обсуждают зверства 1944-45 годов [более подробное раскрытие сего тезиса уже два года является уголовно наказуемым действием].

Поэтому в какой-то степени интеллигенция имперской холопской России может быть более "западной", нежели интеллигенция ее западных географических соседей.

Все это я вспомнил, когда на меня обрушилась уничтожительная критика украинских читателей за неосторожный комментарий к посту писателя Аркадия Бабченко. Тот обрушился с почти библейской силы проклятиями на москвичей, ленящихся выйти на демонстрацию против российской агрессии в Донбассе.

И я, движимый исключительно духом противоречия, удивился, что несмотря на то, что 3/4 (более 7 тыс. человек) жертв АТО - это мирное население освобождаемых от террористов районов Донецкой и Луганской областей, от имени миллионов русских Украины совсем не проводилось пацифистских митингов с темой, что жизнь людей куда важнее территориальной целостности.

Я вспомнил и российские митинги против войны с Чечнёй, и что даже в Израиле идут митинги против ударов по Ливану и Сектору Газы, хотя с этих территорий Израиль реально обстреливают ракетами. И немедленно - огреб...

Приложение. Мой прошлогодний текст (25 апреля 2016 г.)

"Лет через сто, или раньше...

В Анкаре, Диарбекире и Истамбуле будут стоять монументы жертвам геноцида. К ним автобусами будут возить школьников, а те будут старательно изображать скорбь, а сами думать: совсем прадеды чокнутые были, мы же с армянами - не разлей вода. И жили лет 500 на одной земле вместе.

Точно также как думают немецкие школьники, когда их водят к монументу Холокоста в Берлине. Или испанские, когда им рассказывают об изгнании сефардов. Как украинские, когда проходят в школе волынскую резню 1943".

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены