История жителя Киргизии, приехавшего работать в Россию
В России проживает полмиллиона киргизских мигрантов – это малая часть приезжих из Средней Азии, которые для многих россиян – одно целое. Автор ехал автостопом с Кубани в Москву через Поволжье. Часть пути проделал в кабине грузовика с водителем киргизом. Потом записал его монолог. О межнациональных отношениях в Киргизии, почему киргизские девушки носят шорты, а узбечки нет, как стать политиком в его стране, о высокогорном озере Иссык-Куль, где гангстеры отжимают бизнес; и хочет ли мой собеседник остаться навсегда в России.
"Я начал работать с русскими"
Я из Киргизии, меня зовут Джолдош. Весь год в России я не работаю: у вас очень холодно зимой. Особенно после того, как в Смоленской области моя "Isuzu" поломалась. Полночи ее ремонтировал в мороз, а ничего, кроме спортивного костюма не надел. Никто не останавливался помочь. С тех пор кости болят зимой. Так что, поезжу в рейсы полгода почти без выходных, и на два месяца домой, на Иссык-Куль отдыхать.
Иссык-Куль – это наше известное высокогорное озеро, вроде вашего Байкала, там много баз отдыха, куда люди из России приезжают. У нас очень красиво. Там я впервые начал работать с русскими. Туристы приезжают, они, ты сам понимаешь, ничего не знают. Где, какие достопримечательности, где кафе хорошие. Я таксистом был – возил, показывал все, а в конце до кафе подбрасывал. За то, чтобы подвезти покушать, я деньги никогда не брал – владелец кафе за трех туристов мне потом 500 сомов давал. Один сом – это как один рубль, у нас с вами одинаковый курс.
Вообще Россия с Киргизией дружит, есть российская военная база, безвизовый режим. И решил я поехать в Москву. Дома мне русские улыбались, хвалили, а приехал в Россию, на первой же работе на меня главный кричал "чурка тупая!" – я тогда очень плохо на вашем языке говорил. Начальники у вас злые, людей за грязь держат. Любых. Но иногда встречаю москвичей, которые на Иссык-Куле были, они понимают, что я киргиз – вспоминают как отдыхали у нас, угощают.
Работаю много. Утром рейс из Москвы – километров на 800-1000. День в дороге, с раннего утра. И надо успеть, например, в "Ашане" до трех дня прием поставок. Чтобы успеть, приходится превышать скорость; несколько раз в месяц штрафы плачу. Потом ждешь, когда тебя нагрузят – и обратно. Вот сейчас из Саратова еду. Мне только к ночи товар погрузили. Теперь до утра ехать. До полуночи с девушкой болтаю по "вацапу", мы в том году свадьбу играем. Потом, она спать. Энергетики покупаю – но плохо помогают. У меня оклад – 50 тысяч рублей. Хочу на водителя пассажирского автобуса уйти, там платят чуть поменьше, но зато работа легкая. На фурах я ездить умею, но у меня еще нет стажа такого, чтобы дали категорию для дальнобойщика.
После того, как узбекская няня убила ребенка в Москве – трудно работать. Менты часто тормозят. Принимают за узбека. В России 7 миллионов узбеков находится, почти все мужское население, они, как правило, нелегалы. Самые золотые времена для мигрантов – это до 2010 года, тогда особого контроля не было, работай – деньги домой отправляй. Теперь со строек депортируют, на улице после работы ловят. Да и рубль упал.
"Киргизы там не такие как у нас, не очень цивилизованные"
Узбеков, если честно, я не люблю. Узбекистан – это нищая страна, к тому же. Там ничего нет, кроме песков. В Киргизии с узбеками война была (Автор – имеются в виду столкновения во время политического кризиса 2010 года в Киргизии). Они к нам с Ферганской долины налезли на юго-запад Киргизии. Теперь хотят государство в государстве создать. Еще узбеки на южных киргизов влияют плохо. На юге киргизы не такие, как у нас – на севере, не очень цивилизованные, так сказать, малость отсталые. Мы их сартами называем (Автор – полуузбеками). Сколько бы денег им Бишкек не отдал из бюджета – все растащат, и будут жаловаться, что плохо живут.
Еще на юге много авторитетных бандитов – влияние некоторых и в России есть. Если хочешь собственное дело открыть – надо делиться с ними. Все базы отдыха на Иссык-Куле с кем-то делятся. Если не заплатишь, приедут люди и отнимут. Менты в Киргизии ничего не значат, не помогут.
На Иссык-Куле много гостиниц, санаториев, которые принадлежат туркам, казахам и китайцам. Эти люди приезжают к нам с большими деньгами, чтобы на туристах зарабатывать. Персонал-то конечно из киргизов там. А отдыхающих с каждым годом все больше и больше – в основном русские, казахи, южные корейцы и китайцы. Последние, когда гуляют, все время телефонами все снимают. Смешные такие. Кстати, у нас уйгуры живут, которые с Китаем все воюют, но их взаимоотношения нам безразличны. Хоть они, как и ты говоришь, тоже тюрки, как и мы.
Кроме туристов, к нам из-за рубежа студенты приезжают учиться в Славянский университет Бишкека. Он самый лучший в Средней Азии, гордость Киргизии, а иностранцам дешево у нас учиться. Особенно много пакистанцев и индусов. Первые – такие все религиозные, повернутые на исламе.
"Летом на курортах девушки шорты носят"
Киргизы раньше не были мусульманами. Во что-то другое верили. Я только вот не знаю точно, какая религия была у нас. Но мы, как бы это – не сильно религиозные. Летом на курортах девушки шорты носят, вот такие – до задницы еле-еле, глаз не отвести. Как лето – киргизы на пляжи семьями едут, тело не прячут. Да обычно мы одеваемся, как вы – русские. Это узбеки и таджики все закутанные с головы до ног ходят, как им в мечетях сказали, и на пляжи не ходят. Вот в "Коране" сказано, что мужчина не должен обнажать ноги, поэтому мусульманин шорты не должен носить. Но ведь чуть пониже колен, могу же я купить шорты?
Наши старики говорят, что раньше нравы у киргизов другие были. До брака молодежь не встречалась. Теперь, когда девушку в жены выбираешь, не знаешь, со сколькими твоими друзьями она уже переспала. Вольные нравы, особенно в больших городах.
Но в России нравы хуже. Русские не хотят семьи создавать, гулящих много. Традиции не соблюдают. Один ученый написал, что если так будет продолжаться – то к концу века русские вымрут.
"Русских раньше было больше"
Многие местные русские работают водителями, особенно на "КАМАЗах". Есть несколько русских городов на севере Киргизии, есть села, где практически одни русские живут, в столице много русских есть. Но на юге Киргизии русских нет. А кто такие украинцы – я не очень понимаю. Я таких никогда в Киргизии не встречал.
Когда был СССР – русских много у нас было. Потом уезжать начали (Автор – в 1980-е русские составляли 25 процентов населения КССР, теперь от 920 тысяч человек осталось всего 360 тысяч). Теперь русской молодежи в Киргизии меньше, чем тех, кто в возрасте. Часто пожилые люди одни совсем живут; этим пользуются мошенники, начинают втираться к ним – а затем, по дешевке квартиры или дома покупают. Часто видел русских в возрасте, кто допился и бомжует. Русские у нас пьют больше киргизов. Особенно те, кто одни живут – без семей.
"Чтобы заняться политикой, надо быть чьим-то другом или родней"
Государство у нас гнилое. Если сравнить с Россией – то у вас есть законы, и если главный скажет что-то исправить, чиновники снизу сделают. Все понятно – кто за что отвечает. Законов много. В Киргизии все чиновники только и делают, что воруют и взятки берут: кто у России, кто у США и Китая. Чтобы военную базу открыть, или льготы дать, экономические. Был у нас один большой политик. Ему китайцы денег дали, и он сделал секретный документ, что часть Киргизии на границе отдается китайцам. Был скандал, но ничего уже не поделаешь. Деньги и землю, конечно, чиновник государству не вернул.
Иногда у нас меняются президенты. Авторитетные люди других людей убирают, заключают договоры о сотрудничестве с Москвой или Вашингтоном, и все продолжается по-старому. Сейчас президент Алмазбек Атамбаев, он у Путина деньги берет, чтобы российская база стояла; до него был Курманбек Бакиев, который получил от России много миллиардов, чтобы американскую базу закрыли, но он не выполнил этого. Теперь живет в Белоруссии, а люди, которым он покровительствовал, криминалом в России заняты. Аскар Акаев, наш первый президент, в Москву давным-давно бежал, к Путину.
Ты говоришь, что читал нашего писателя Чингиза Айтматова? Благодаря его сыну Аскару открыли американскую военную базу в Киргизии. Говорят, что Айтматов после этого купил пятиэтажную дачу в США. Я думаю, что база нам не нужна. Американцы из нее не выходят в город, живут за забором, а киргизов туда на работу не берут.
Чтобы заняться политикой в Киргизии, надо быть чьим-то другом или родней. Или вот, например, в соседнем селе одного большого начальника один шофер несколько лет возил-возил, и тот его главным бухгалтером администрации назначил. Какой с него бухгалтер? Он мотор чинить и рулить баранкой только умеет.
"Редко кто остается в России навсегда"
В Москве я живу в двухкомнатной квартире на окраине, мы ее с восемью киргизами снимаем у киргизской семьи, которая, в свою очередь, арендует ее у москвичей. Которые русские. За месяц платим этой семье 45 тысяч рублей, и мне кажется, они нас что-то обманывают на деньги. Дороговато как-то, но крыша над головой нужна: раз в несколько дней переночевать, помыться. Больше мне и не надо.
Москва – это город, куда многие едут только ради денег. Он мне не нравится – не как у нас жизнь; в Киргизии – в горы, в лес пошел, там и охота, и рыба в реках, даже барсы и медведи есть. А тут – дома одни. Я, когда не в рейсах, по ней как-то и не гуляю. В основном в киргизские заведения хожу отдыхать.
Еще несколько лет поезжу в Россию и на заработанное куплю в Киргизии дом или квартиру. Свадьбу сыграю. Большинство киргизов, отработав несколько лет, возвращаются в Киргизию; самые успешные маленький бизнес открывают: кафе для туристов, такси покупают, грузовики – поднимаются на ноги. Редко кто остается в России навсегда.
Я простой парень. Можно сказать, почти из деревни. Но есть новое поколение нашей городской молодежи – кто с образованием, дипломами. Английский язык знают. Они на Европу нацелены, там зарплаты очень высокие. У меня девушка знакомая есть – она в Германии переводчиком работает. Или приятели-спортсмены, борьбой занимаются, тоже в Европу переехали.