Почему РПЦ препятствует проведению Всеправославного собора?
Похоже, что Всеправославный собор, который должен начаться 16 июня на острове Крит, будет отложен на неопределённое время. Причины этого большей частью политические, хотя формально они выглядят как богословские, телогические, организационные или административные.
Сначала патриарх Московский и всея Руси Кирилл написал письмо патриарху Константинопольскому Варфоломею I с критикой нескольких аспектов регламента грядущего собора. В тот же день, 1 июня, Болгарская православная церковь (наверняка, под давлением РПЦ) официально отказалась от участия в соборе. А 3 июня, на заседании Священного Синода РПЦ, в очередной раз были озвучены возражения по поводу организации собора, неоднократно повторенные ранее.
Всеволод Чаплин, Александр Дугин, другие православные и прокремлёвские деятели, а также сайт Патриархия.ру все как один выскзались против проведения Всеправославного собора.
Почему они так боятся участия РПЦ во встрече православных церквей?
Дело в том, что во время собора неизбежно произошли бы события, невыгодные Москве. Константинопольский патриархат - духовный центр всего православного мира, под эгидой которого проводится собор - уже давно подвергается давлению со стороны Турции, Украины и Ватикана, которые добиваются того, чтобы патриархат оказал влияние на РПЦ (и через неё, на Россию) по волнующим их вопросам.
Президент Турции, Эрдоган, хочет использовать Константинопольский патриархат (а через него и РПЦ) в качестве посредника для урегулирования отношений с Россией. Ватикан хочет добиться исторического сближения католической церкви с РПЦ, а также увеличения числа католических приходов в России (чего РПЦ категорически не желает). В качестве посредника, Ватикан пытается использовать патриарха Варфоломея. Украина же хочет добиться от Константинопольского патриархата канонического признания Украинской Православной Церкви (Киевского патриархата), чему РПЦ и УПЦ (МП) упорно сопротивляются.
Всеправославный собор значительно облегчил бы задачи Турции, Украины и Ватикана, так как позволил бы им использовать авторитет Константинопольского патриархата, присутствие представителей всех ветвей православия в одном месте и организационно-медийный потенциал собора для достижения своих целей.
Вот этого и опасается РПЦ. Естественно, все это происходит закулисно, тайно. Официальная повестка дня собора не имеет ничего общего с политикой и всецело посвящена таким темам, как вопросы поста, брака, церковной миссии в современном мире, окормления православных в диаспоре и т.п. Но за всей этой религиозно-схоластической тематикой четко просматриваются политические интересы разных геополитических игроков.
! Орфография и стилистика автора сохранены