1.Общая ситуация
Для начала процитируем недавнее интервью известного российского экономиста В. Жуковского.
“– В чем особенность нынешнего кризиса? – Это кризис-матрешка, пересекаются сразу несколько кризисов. это кризис всей структуры российской экономики, ориентированной на проедание нефтедолларов, советского наследия. Плюс это системный кризис, кризис всей неконкурентоспособной вертикали власти. Текущий год точно показал, что это катарсис при полном политическом анабиозе. Сегодняшний кризис самый опасный, самый глубокий, самый затяжной и самый непредсказуемый по политическим, экономическим и социальным последствиям за последние лет 25, даже со времен начала прошлого века, времен Гражданской войны. Еще в 1991 году были производственные мощности, конкурентоспособные производства, были меньшего масштаба воровство и коррупция, меньше олигархизация собственности. Даже в 1998 году еще не вся экономика была добита, были старые, не ориентированные на импортные комплектующие и расходные материалы производственно-технологические цепочки создания добавленной стоимости, еще были конкурентоспособные внутренние производства. Сегодняшний кризис гораздо опаснее. Это дефолт всей экономики трубы.”
2. Смотрим в глубину
В сентябре 2015 года один экономический журнал в Миннеаполисе попросил меня составить статью о социально-экономическом кризисе в РФ в 2014-2015 годах. Составленная статья была отклонена: "Слишком много отрицательных фактов, нет положительных!" Давайте теперь используем хотя бы "технологическую часть" статьи.
"Большая часть объема машиностроительной продукции РФ – 75 % или даже больше – приходилась, в течение последних нескольких лет, на пассажирские автомобили и легкие коммерческие автомобили (LCV), точнее, их сборку в основном из импортных комплектующих; и доля импортных комплектующих является чрезвычайно высокой на всех предприятиях РФ автопрома, в том числе АвтоВАЗ. РФ уже не в состоянии производить большую часть компонентов для современных автомобилей. Примечательно, в ходе развития кризиса, продажи легковушек и LCV в РФ снизились с ~3,0 млн единиц в 2013 году до ~2,2 млн в 2014 году и ~1,6 млн в 2015 году. В самом деле, "колосс на глиняных ногах"!
А что в других отраслях машиностроения и электроники? По данным государственной статистической службы Росстат, в 2014 году РФ произвел только 34 млн. "полупроводниковых приборов" включая интегральные схемы (ИС ), дискретные элементы и т.д. В то же время каждая из следующих стран (регионов) – США, Китай (континентальная часть), Тайвань, Япония , Южная Корея – производит несколько сотен миллиардов чрезвычайно передовых ИС ежегодно. А РФ должна удовлетворять 99,99% спроса на ИС путем импорта.
По данным того же источника, РФ в 2014 году произвела не более 4000 единиц металлорежущего оборудования и другого оборудования для обработки металла, в основном устаревших. Для сравнения, в 2014 году Китай произвел более 600 тысяч единиц металлообрабатывающего оборудования всех видов. Вообще, машиностроение и электроника РФ очень слабы и устарели. И их продукция очень неконкурентоспособна в самой РФ . Кризис 2014-2015 гг. прекрасно показал как примитивна и хрупка технологическая система России.
Показательное сообщение, характеризующее эту примитивность, было опубликовано российскими проправительственными СМИ в декабре 2014 года: Объемы производства сложных промышленных товаров – интегральных схем, электрических двигателей и т.д. – в РФ по-прежнему падают. Между 2005 и 2014, число предприятий занятых производством промышленного оборудования – а это самая важная отрасль промышленности – сократилось в два раза. В 2013 году объемы промышленного производства (особенно в высокотехнологичных отраслях ) не вернулись к уровню 1990-91гг. Около 50% еще оставшихся производственных мощностей РФ физически и морально устарели. Вот почему для России невозможно диверсифицировать свой экспорт и избавиться от "нефте- и газозависимости"; в итоге РФ обречена на нулевой рост ВВП. Кроме того, расходы на научные исследования и разработки (НИОКР) в РФ крайне малы. В 2013 году три бизнес-лидера РФ – Газпром,Роснефть и Лукойл – потратили на НИОКР ~$400 млн, ~$200 млн и $100 млн соответственно. В том же году Volksvagen потратили на НИОКР $9,5 млрд, Samsung – $8,5 млрд.
Вот еще одно сообщение из того же источника, показывающее как отстали даже "хай-тек" лидеры, такие как "Сухой", производитель "сверхпередовых" истребителей Су-30 , Су-34, Су-35: В 2014 году, "Сухой" поставил своим клиентам 124 военных самолета (истребителя) и 37 пассажирских самолетов; доходы "Сухого" увеличились с 224 млрд руб. в 2013 году до 285 млрд руб. в 2014 году (~$5 млрд). Параллельно стало ясно, что многолетний проект "Сухого" – Sukhoi Superjet 100 или пассажирский самолет SS100 – почти провалился из-за многих недостатков в конструкции и низкого качества компонентов. Это несмотря на то что доля импортных комплектующих в сборке SS100 превзошла 60%.
Еще раз – очень примитивная и устаревшая экономика! (конец цитаты из отвергнутой статьи)
3. Дополнительные факты и выводы
Читатель может задаться вопросом: "Как же Россия по-прежнему производит современное боевые самолеты, ракеты, военные корабли , ядерное оружие, военную электронику?"
Россия производит только фюзеляжи и другие "корпуса", а вся начинка – импортная. Откуда же приходят импортные запчасти? Они приходят из США и других западных стран. Время от времени ФБР осуществляет аресты одного или двух "поставщиков", однако по крайней мере 90% таких поставок достигает РФ без проблем. По сути, Америка передает России свою собственную смерть.
Можно также спросить: "Ведь РФ тратит огромные деньги на национальный высокотехнологичный центр Сколково, на финансирование Роснано?" По имеющейся информации, приходящей из многих достоверных источников, близкие друзья Путина получают эти деньги (многие миллиарды рублей каждый год), конвертируют их и отправляют их на оффшорные счета. Почти ничего больше.
Стоит процитировать книгу Евгения Примакова "Мир без России?" (Москва 2009 г.; с.108) "Роснанотех получил в декабре 2007 года 130 млрд рублей из федерального бюджета. Деньги ушли за границу и были использованы для валютных спекуляций." Несколько сходных сообщений были опубликованы в российских и зарубежных СМИ в ноябре-декабре 2015 года. Должны ли мы удивляться, что в России дизайн и производство интегральных схем прекращены (точные данные!), а нанотехнологии находятся по сути на нулевом уровне?
Добрые люди рассказали мне о хранилищах западного современного оборудования на дворах машиностроительных предприятий Петербурга. Эти предприятия уже не способны установить современное оборудование и пустить его в эксплуатацию. Необходимые кадры и технологическая база потеряны.
Есть серьезные основания полагать, что подобную картину можно наблюдать по всей России.
Наконец, что является основной причиной такой технологической деградации? Это просто. Базовая суть уголовно-коррупционной системы Путина не имеет ничего общего с современной наукой и технологией.