Сейчас много разговоров о фашистской сущности путинизма. Не встревая в потные дискуссии о том, являются ли фашизм и национал-социализм одним или сугубо разными явлениями, я лично полагаю итальянский фашизм и германский нацизм полюсами правого тоталитаризма, точно так же как брежневизм и маоизм стали полюсами левого тоталитаризма. Тем более, что вот-вот исполнится 93 года революции Муссолини.
Когда я пишу о фашизации, то всегда отмечаю, что фашизм всегда имел оппозиционную (героическую) стадию и всегда использовался для разрушения институтов гражданского общества, когда использование демократии грозило парламентским приходом к власти антисистемных леволиберальных и левых (демократических или тоталитарных) сил.
Приход фашистов к власти происходил при поддержке правых либералов. Пусть скромной, молчаливой. И вот теперь — наш лирический герой — Бенито Муссолини. В 1911 году он был лидером антивоенного движения: когда, пользуясь упадком Османской империи, Италия в ходе блицкрига захватила Ливию, и либеральная пресса (иной не было) захлебывалась рассуждениями о том, как Италия понесет цивилизацию племенам северной Африки. Редактор социалистической газеты "Вперед" предложил принести цивилизацию на нищий и феодальный юг страны. Через три года он же был в авангарде тех, кто втягивал Италию в мировую войну, справедливо полагая это единственным путем к статусу европейской державы. Когда в октябре 22-го он пришел к власти (его легко вооруженные отряды на поездах приехали в Рим, где его уже ждало назначение премьером со сверхполномочиями (точно такими же, как у де Голля в мае 1958-го).
Теперь о некоторых мерах дуче. Италия имела огромный доход от английских туристов: тепло, сухо, живописно, хороший обменный курс. Но англичане отличались брезгливостью. И дуче стал отправлять в ссылку начальников железнодорожных станций, где были грязные нужники… И никаких сталинских расстрелов.
Потом он засадил эвкалиптами малярийные болота и настроил целые кварталы социального жилья. И великий Рузвельт с признательностью принял от него в дар статуи коней. Так сказать, от социального реформатора социальному реформатору. Он заставил расхлябанных итальянцев делать лучшие в Европе линкоры (заставить своих моряков воевать лучше англичан было выше его сил). Его эфиопский поход был дичайшей авантюрой. Но осудить его за помощь Франко в борьбе с экспансией сталинизма я не могу.
Второй глупостью дуче стал расовый национализм, сменивший общегосударственный. В результате Энрико Ферми возглавил теоретическую часть "Манхэттенского проекта", а мог — какой-нибудь "проект да Винчи". Потянули же "голубые линкоры". И никаких расстрелов! Один из самых вегетарианских диктаторских режимов: касторка очень унизительна, но лучше даже путинских болотных судилищ. Убийство Матеотти, так похожее на убийство Немцова, было заговором самой тупой части партии, срывавшей его планы втянуть в блок часть социалистов. Почти единственным его настоящим политзеком был Грамши, спокойно писавший в крепости теоретические работы. Это я к тому, что сравнение итальянского фашизма с путинизмом может быть оскорбительным для режима дуче.