Тверской суд Москвы 10 июня оштрафовал на 10 тысяч рублей троих уличных музыкантов за "организацию непубличного мероприятия массового пребывания граждан" на Никольской улице напротив ГУМа. Как утверждают молодые люди, они не думали проводить массовую акцию, а мирно стояли и общались. Но полиция посчитала иначе, на музыкантов составили протокол об административном правонарушении по ст.20.2 ч.1 КоАП ("Нарушение установленного порядка проведения акции"). Подобные задержания и штрафы уже стали частой практикой. Причем практически всем музыкантам вменяется статья, появившаяся в административном кодексе после событий на Болотной площади в мае 2012 года, запрещающая людям собираться большими группами в общественных местах без согласования с властями.
История с тремя музыкантами на Никольской улице идентична с другими. Как рассказывает один из молодых людей Андрей Матвеев, 30 мая он и двое его друзей встали напротив ГУМа, расчехлили свои музыкальные инструменты (балалайка-альт, балалайка-контрабас, баян) и что-то обсуждали между собой. К ним подошли полицейские и попросили проехать с ними до ОВД "Китай-город" для составления протокола об административном правонарушении.
— Играйте на Арбате, тут нельзя, — обратился представитель правопорядка к музыкантам.
— Разве на Арбате отличаются законы? — усмехнулся Андрей.
Во время задержания на них составили протоколы по ст.20.2 ч.1 КоАП и конфисковали музыкальные инструменты. Дело в отношении троих уличных музыкантов рассматривала судья Алеся Орехова. Как говорит один из гражданских активистов и музыкант Олег Мокряков, у нее эти "административки" поставлены на поток и всех музыкантов она штрафует на 10 тысяч рублей.
Согласно протоколу, молодые люди "организовали не являющееся публичным мероприятием массовое одновременное пребывание граждан в общественном месте в количестве примерно 10 человек, при этом играли на музыкальных инструментах, создав тем самым помехи движению пешеходов и доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры".
"В протоколе по данному делу имеются дописки и исправления. Копия не содержит подписи свидетелей. Причем эти исправления не оговорены, — настаивал защитник обвиняемых. — Отсутствуют события административного правонарушения. Требуем закрыть административное дело и вернуть конфискованные музыкальные инструменты".
Однако судья долго не церемонилась и вынесла идентичные решения — каждому штраф по 10 тысяч рублей.
У музыкантов часто происходят конфликты с полицейскими на Никольской улице. Правоохранители просят их не играть напротив ГУМа, поскольку это "территория президента".
"Говорят нам: идите на Арбат, там и совершайте преступление, а не тут", — говорит московский поэт Денис Кузичев,
который частенько читает свои стихи на Никольской улице. По его словам, полицейские выполняют указание зампрефекта ЦАО Сергея Травкина, который недолюбливает уличных музыкантов и хочет их изгнать с концами из своего округа. Каспаров.Ru не смог получить оперативный комментарий от господина Травкина, его секретарь сказала, что он недоступен в ближайшее время для общения с журналистами.
Полицейские активно выполняют указания чиновников и едва ли не каждый день ловят "неугодных" им музыкантов. На прошлой неделе на Арбате задержали музыканта и председателя Московской общественной организации работников культуры уличного жанра Сергея Садова. У него конфисковали его уникальный музыкальный инструмент собственного изобретения под названием "садора". Ему, как и другим обвиняемым, вменили "организацию массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка". Садову ставится в вину, что вместе с ним в общественном месте находилось еще около десяти человек, а остальные не могли получить доступ к магазинам из-за того, что он играл на гитаре. В результате задержания уникальный музыкальный инструмент, а также усилительная колонка остались в отделении полиции.
По словам Садова, его задержание было санкционировано самим замначальника ОВД "Арбат" Михаилом Коцуром. Как объяснили полицейские музыканту, на него жаловались местные жители, что и стало поводом для задержания. При этом сам Садов утверждает, что играет напротив Театра Вахтангова, где нет жилых помещений.
В июле 2014 года по аналогичному делу был оштрафован на 10 тысяч рублей еще один музыкант Сергей Даймонд. Он обычно играл на Никольской улице. Там же прошлым летом был задержан музыкант Сергей Хавский. У него также конфисковали музыкальный инструмент и оштрафовали на 10 тысяч рублей. Между тем гитарист Максим Демидов, задержанный в марте прошлого года, до сих пор судится с полицейскими, которые обвинили его в организации несогласованной акции.
"При Капкове (бывший глава столичного департамента культуры — прим. Каспаров.Ru) началось закручивание гаек. Давно играю в Европе, там такого не происходит. Полицейские, наоборот, защищают музыкантов от всяких хулиганов", — отметил музыкант Борис Линников.
По его мнению, за границей музыкантам предоставляют все условия для игры на улице. В некоторых странах необходимо приобретать лицензию, но она, как добавляет Линников, нужна не для оформления налогов или каких-нибудь сборов, а чтобы музыкант играл качественную музыку.
Год назад перед столичными властями выступал Сергей Капков с предложением штрафовать уличных музыкантов за беспокойство, которое они причиняют своими концертами местным жителям. Эту инициативу в Мосгордуме приняли и решили вопрос, связанный со штрафами — их для музыкантов установили на уровне от 1 до 1,5 тысячи рублей.
Тогда же прозвучало предложение ввести лицензии на деятельность музыкантов, чтобы отличить их от "попрошаек", но последнее предложение заглохло и не было реализовано. Правда, штрафовать уличных музыкантов стали активно и вовсе не за шумную музыку, а по более "тяжелой" статье, связанной с организацией несогласованного массового мероприятия.
Статья 20.2 появилась в КоАП в июне 2012 года в рамках закона, ужесточившего правила проведения массовых мероприятий после проведения акции "Оккупай Абай". Но статья сформулирована так, что под нее фактически может попасть любое скопление людей.
"Мы хотим, чтобы полицейские не задерживали музыкантов и не запрещали нам играть. Для этого нет такого закона.
Нужна политическая воля, чтобы какой-нибудь чиновник или Собянин стукнул по столу и дал команду: не трогать уличных музыкантов", — считает Олег Матвеев.
Музыканты уверены, что эти административные дела и штрафы являются местью за борьбу музыкантов за свои права — музыканты подают жалобы за незаконные задержания, подают иски за повреждение инструментов, проводят акции в защиту своих прав.
Прошлой осенью музыканты провели митинг с целью, чтобы власти обратили внимание на нынешнюю проблему. В ближайшее время музыканты намерены выйти на улицы уже не с музыкальными инструментами, а с плакатами для участия в одиночных пикетах. В августе они планируют провести еще одну массовую акцию.