Слушая энергичные и даже в чем-то драматичные дебаты Г.Каспарова и А.Эпплбаум с В.Познером и С.Коэном, пару раз ловила себя на мысли: "Ах, зря Гарри Кимович дает волю эмоциям! Ах, зря Анна так горячится и пытается перебить этого змея Познера! Спокойнее, спокойнее..."
Переживала, короче. Книжную закладку, подвернувшуюся под руку, нечувствительно раздербанила пальцами в мелкий дрызг.И к концу все-таки прониклась атмосферой происходящего и поняла, в чем дело. Почему Каспаров и Эпплбаум временами не могли сдержаться. Это было не просто волнение и не просто желание во что бы то ни стало донести свою точку зрения до аудитории. Это была неизбежная захлестывающая волна  внутреннего негодования порядочных людей, вынужденных находиться в одном пространстве с двумя заведомыми шулерами. Более того, вынужденных с этими шулерами вести диалог. Зачем? Да затем, чтобы показать тысячам других порядочных людей, что у Познера и Коэна действительно сыплются из рукавов запасные тузы, и что они лгут, как дышат.
Судя по результатам дебатов, Анне и Гарри Кимовичу удалось почти невозможное: им удалось - нет, не выиграть у наперсточников. Им удалось перевернуть стол и показать, что это - именно наперсточники, причем профессиональные и состоящие на содержании у влиятельного мафиозного босса.
Голосование в интернете - 67% в пользу Каспарова-Эпплбаум и лишь 33% в пользу их противников - это реальный повод для оптимизма!

По ходу наблюдения за дискуссией атмосфера навеяла мне и еще кое-что. Некоторые ассоциации возникли.

Напримере, вот это элегантно оформленное приглашение посетить очередной ежегодный симпозиум в Центре Русской культурной инициативы, который четыре года назад открылся на базе одного из популярных вашингтонских университетов.

Нет, не Джорджтаун, все несколько проще, но зато и потенциальный охват шире: American University - это консорциум, включающий в себя значительное число колледжей, и одно из главных его направлений - образовательное. Здесь учатся  будущие преподаватели школ, а также разрабатываются  программы обучения в разных сферах, организуются эксперименты в области образования и делаются многие другие подобные, прекрасные сами по себе, вещи.
Вот в таком популярном колледже и был четыре года назад создан Центр Русской культурной инициативы.  Деньги на его организацию, а также на содержание при этом центре аж целой кафедры  русской истории и культуры были пожертвованы г-жой Сьюзан Кармел Лерман, владелицей крупной компании по продаже недвижимости. На фото по ссылке она изображена вместе с послом России г-ном Кисляком и только что назначенным зав. кафедрой русской истории и культуры, профессором Эриком Лором в посольстве РФ в Вашингтоне.

Не могу, однако, удержаться от комментария, "в сторону", как говорят на театре.
Ну, почему деньги российских спецслужб как правило вбрасываются в оборот на Западе именно через компании по торговле недвижимостью?! Это что - традиция такая? Или есть в этом некий особый смысл? Я понимаю раньше, когда, возможно, таким образом  отмывались крупные суммы наличности, не привлекая к этому лишнего внимания. Но сейчас-то, в эпоху электронных платежей, какая разница, чем занимается фирма-прачечная? Да хоть кондитерскую можно открыть, или шоколадную фабрику... Интересно, с чего бы это мне в голову еще и шоколадные фабрики пришли?..
Ладно, сейчас не об этом.

Короче, дама-благотворительница и владелица фирмы по торговле недвижимостью четыре года назад облагодетельствовала American University в Вашингтоне, пожертвовав ему, судя по всему, сумму, выражающуюся не менее, чем семью цифрами. А то и восемью.
Поскольку размах у новорожденной программы оказался с самого начала прямо-таки анекдотически-русский, если не сказать - купеческий ("плачУ за все!") или даже былинный ("как махнет - так станет улица"(с)), буквально.
Например, первый зав. кафедрой русской истории и культуры профессор Эрик Лор был нанят не из какого-нибудь заштатного колледжа, и даже не из университета, принадлежащего к Ivy League, а можно сказать, был уведен практически из самого Белого Дома. В то время, когда Хилари Клинтон была кандидатом в президенты, Эрик Лор был одним из ее советников "по вопросам Европы и России".  Такие связи для любого университета - на вес платины. А если учесть, что Хилари Клинтон снова выходит на старт президентской кампании... Перспективы такие, что дух захватывает!

Но и это еще не все! Почетным председателем проекта Русской культурной инициативы является не кто иной, как лично посол РФ в США г-н Кисляк! Если кто понимает, что это за фигура - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Североамериканских Соединеных Штатах, тот оценит размах предприятия.
На фоне этого все остальное выглядит как сущие мелочи: и щедрые гранты и стипендии на поездки студентов в Россию, и летнее обучение в МГИМО для американских юношей и девушек, и, роскошные приемы по случаю просмотров советской киноклассики (Эйзенштейн, конечно, был великий режиссер, но зачем же [стулья ломать] икру килограммами выставлять?!), и даже - вещь совершенно неслыханная! - Новогодний бал для студентов и других активных участников "Инициативы" в посольстве России!

Словом, если кто еще помнит блаженной памяти "Союз советских обществ дружбы", то тот совковый проект против этого, российского - это "все равно, что плотник супротив столяра"(с).  Игры в песочнице были все эти "Общества дружбы" с их посиделками, курсами русского языка, самоварами и матрешками.

Любой КГБшник времен Холодной Войны, доведись ему увидеть нечто подобное, организованное в столице США "при полном согласии и непротивлении сторон"(с), решил бы, что он попал в рай и, возможно, и впрямь уверовал бы во что-нибудь эдакое, эзотерическое. Впрочем, эзотерические верования  довольно распространены в спецслужбах, и к этому мы еще, возможно, вскоре вернемся. А сейчас - взглянем еще раз на фотографии, выбранные для оформления приглашения на Четвертый ежегодный симпозиум Русской культурной инициативы. Известное фото Черчилля-Рузвельта-Сталина в Ялте, плюс, естественно, недвусмысленное напоминание о водке, выпитой русскими и американцами совместно на Эльбе. Ну, и тему заодно отметим: "Мощь сотрудничества". Не правда ли, удивительно напоминает лейтмотив, который столь старательно разрабатывали в дебатах г-да Познер и Коэн? "Вариации на тему [кооперации] сотрудничества" звучали в их исполнении просто-таки во всем доступном диапазоне: от грозных аккордов, напоминающих о российском ядерном арсенале до проникновенной арии Познера о культурном обмене, взаимопроникновении, отмене виз и прочих стеснительных ограничений для всех желающих российских граждан... Словом, "Междупланетная Российская культурная инициатива", никак не меньше.

Но и это еще не все!          

Удивительным образом фото "Большой тройки в Ялте" стали в последнее время вообще страшно популярны. Не только путинские фавориты и прочие интеллектуальные, с позволения сказать, элиты, но и публика попроще, буквально "с улицы" как-то вдруг вспомнила именно о Ялтинской конференции и припала к этому источнику патриотического вдохновения. Фото, что выше - с митинга, посвященного празднованию первой годовщины "крымнаша". Заметим, что размер плакатика таков, что в домашних условиях его изготовить, прямо скажем, проблематично.

Впрочем, о чем это я... Триста рублей за посещение этого митинга граждане ведь тоже не сами себе дома на принтере печатали. Откуда деньги - оттуда и плакаты, транспаранты и все остальное, вплоть до шариков, ленточек и прочего реквизита, выдававшегося гражданам для ответственного держания, ношения, фотографирования на фоне и прочего использования в предусмотренных целях.
Никакой, пусть даже самой патриотической, отсебятины на "крымнаше", конечно, не было. Тексты лозунгов утверждались там же, где и состав выступающих, тексты речей и содержание песен и плясок. Так что можно вернуться к традициям советологии времен середины ХХ в. и с высокой степенью уверенности воспринимать всю эту наглядную агитацию как такой же "голос Кремля", как то, что произносит некий обладатель сакраментальных усов или даже лично его босс.

 

Так вот, по поводу лозунгов. На случай если метафора, заключенная в первом плакате покажется кому-то слишком сложной для восприятия, были изготовлены и варианты попроще: наподобие вот этого скромного, но чОткого, так сказать, лозунга, проще которого - уже только надиси на заборах. Тут все прописано ну уж так откровенно, что объяснения совершенно излишни.

На кого рассчитаны все эти спецэффекты? Образы "Большой Тройки", то и дело всплывающие то в руках "рядовых москвичей", нанятых для этой цели за 300 рублей, то на пригласительных рассылках квази-академических посиделок в Вашингтоне; маститые шулера-пропагандисты, настойчиво напоминающие о том, что СССР был куда как надежным партнером в международных отношениях... короче,  ностальгические воспоминания о тех временах, когда мир был поделен на два лагеря, и судьбы сотен миллионов человек решались, по сути дела, всего лишь в двух столицах?
Рассчитано ли это на политические элиты Запада?
Едва ли. Для того, чтобы донести свои мысли, мнения и - возможно - предложения до тех, кто реально принимает решения на Западе, у Кремля существуют другие каналы, и эти каналы, думается, уже задействованы на полную мощность.
Делается ли это для внутреннего потребления?
В какой-то степени - возможно. Примерить на себя сталинский френч и фуражку может быть особенно соблазнительно именно сейчас, когда российские СМИ заходятся в пароксизмах "победобесия", и когда все возможные неприятные сравнения нынешнего кремлевского режима с  гитлеризмом (неважно - "хорошим" или "плохим") надо сбросить окончательно и бесповоротно. Однако, проекты, подобные Русской культурной инициативе в Вашингтоне (а Вашингтоном подобные проекты, разумеется не ограничиваются) или гастрольному турне г-на Познера для внутреннего потребления, думается, совершенно излишни.

Остается один, лежащий на поверхности и совершенно логичный вывод.
Вся эта впечатляющая и, совершенно очевидно, недешевая, активность рассчитана на то, чтобы подготовить общественное мнение на Западе к тому, что сделка между Россией и США - это дело не только естественное, но и желательное. Что столь красочно описанное г-дами Познером и Коэном "слияние в экстазе" принесет с собой не только столь желанную западной публике стабильность, но и процветание.  Более того, у западной аудитории создается впечатление, что такой путь - это еще и путь, так сказать, добродетельный, поскольку он якобы будет способствовать распространению в России информации о Западных ценностях, Западном образе жизни и прочих достижениях Западной цивилизации... Словом, "Дайте, Христа ради, воды напиться, а то так есть хочется, что даже переночевать негде!"(с)

Делается все для того, чтобы если (когда?!) предложение Кремля о "Большой сделке" будет принято, это решение вызвало бы у Западной общественности полное понимание, или даже энтузиазм. Если сливаться - то уж лучше экстаз организовать заранее и не пускать это ответственное дело на самотек.

Собственно, деятельность "Русской культурной инициативы" в Вашингтоне отражает сущность происходящего лучше, чем что бы то ни было: для начала используется древний-предревний рецепт, не раз подтвердивший свою эффективность. "[Хлеба] закусок и зрелищ!"(с).
Американские печеньки на Майдане, говорите?!.
А Эйзенштейн с осетриной - это как?!.

А другой рецепт хоть и менее древний, но тоже вполне успел себя оправдать. И даже приобрел некий лоск в блистательном исполнении Марлона Брандо:

"I'll make him an offer he can't refuse" (c)

P.S.  Вот вспомнила Марлона Брандо и подумала: уж не входит ли претендент на роль Сталина заодно и в эту роль?! А что: в эпоху постмодернизма - дело такое, чистый жанр исчез, и никто и не чихнет, и не почешется, если Сам вдруг решит изображать не просто Сталина, а именно Сталина в исполнении Брандо...

Впрочем, к ролевым играм нам еще придется вернуться. Атмосфера, совершенно сознательно создаваемая сейчас в России и - словно мощными вентиляторами - распространяемая по всему миру, настолько перенасыщена постмодернистской мутью, что когда ж и играть в разные опасные игры, как не сейчас...  Игры с высокими ставками.

Елизавета Покровская

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены