Путинские пропагандисты обвиняют Звягинцева в очернительстве. Однако он, наоборот, сильно облагородил российскую действительность. Если бы "Левиафан" был снят не в жанре философской притчи, а на документальной основе в стиле критического реализма, картина была бы намного страшнее. Боюсь, что фильм, содержащий всю правду о современной России, не получил бы столько наград. Западная публика просто не поверила бы в реальность происходящего на экране.
В версии "Левиафана", созданной на основе известных по прессе историй реальных людей, город держали бы в своих руках мэр-бандит, мент-садист и поп-педофил. Мэр уничтожает дома горожан и захватывает их земельные участки под коммерческое строительство, мент калечит недовольных, подвергая их в полиции инквизиторским пыткам, а поп растлевает детей верующих.
У всех этих героев было бы множество реальных прототипов. Например, православный священник Грозовский, совращавший малолетних в церковном детском лагере и недавно сбежавший от следствия за границу.
Главного героя в реалистичном "Левиафане" менты, выколачивая признание, могли бы превратить в инвалида или просто убить, насилуя бутылкой из под шампанского, как жителя Казани Назарова.
Его жена, как множество простых россиянок, могла быть безнаказанно изнасилована местными ментами или связанными с ними бандитами.
Адвоката-правдолюбца охранники мэра могли бы не просто избить, но еще вывезти в лес и там долго пытать (как это сделала с нижегородцем Новоселовым охрана нынешнего главы Нижнего Новгорода Сорокина при его прямом участии).
Кстати, по сравнению с тем же Сорокиным, руководящим одним из крупнейших городов России, мэр из фильма Звягинцева — просто воспитанник института благородных девиц. Сорокин много лет нагло захватывает земельные участки, сносит исторические памятники в интересах строительных фирм своей жены, ставшей благодаря этому богатейшей женщиной России. Его уже неоднократно брали за руку, но с него все как с гуся вода. Видимо, аккуратно заносит часть наворованного на самый верх.
Мэр у Звягинцева боится пролететь на предстоящих выборах. Сорокин никаких выборов не боится, потому что в Нижнем, как и во многих других городах России, прямые выборы мэра давно отменены. Так что, если глава города будет "правильно" делиться с начальством в Москве, ему ничего не угрожает.
В общем, сюжет "Левиафана", построенный на документальной основе, мог быть намного страшнее созданного Звягинцевым. Мэр отнимает у главного героя дом и бизнес, поп растлевает его сына, мент насилует жену, калечит и убивает его самого. "Это наша Родина, сынок!" - Россия 2015. Занавес.