Сатира всегда не уживалась с тоталитарными обществами. Она лучше или хуже, поверхностно или талантливо, просто или гениально и почти всегда задевала важные аспекты жизни людей, государств. Быть объектом сатиры неприятно. Сатира подобно микроскопу увеличивает недостатки и обращает в смех то, что хочет казаться серьезным, но таковым не всегда является.
Атака на сатириков-карикатуристов из Франции это атака на современный образ жизни, на право осмысливать и принимать или отрицать даже глубинные религиозные понятия.
Очень рекомендую документальный фильм о современных карикатуристах. "Не повод для смеха / (No) Laughing matter" Режиссер: Оливье Мальвуазен. Там лучшие карикатуристы планеты из разных стран рассказывают о том, каково это сегодня быть карикатуристом-сатириком. Странно, что в современном мире даже быть художником может быть опасным. Но это так.
Соболезнуя Франции, мы не должны забывать, что в нашей собственной стране, в России есть подобные явления. Громят выставки художников, закрывают спектакли, сажают в колонию за пару куплетов и заводят дела за анекдоты. Я религиозный человек. И для меня дико, что проповедь сегодня ведется не примером своей жизни и не словом, а кулаком, угрозами, бомбами. Будто средневековье не покидало наш мир, а засело среди нас надолго.
Да, фанатизм процветает чаще там, где есть бедность, нет образования. Но подобно вирусам фанатики отравляют народы и страны, делая и свой народ и соседние народы беднее, необразованнее, губят их будущее.
Вызовы перед современном миром уже не те, что были во времена холодной войны. Россия обязана внести свою лепту в то, чтобы мир был стабильнее. Но для этого самой нужно не забыть стать свободной.
Программа "Куклы" выглядит сегодня уже каким-то невероятным, почти несуществовавшим сатирическим проектом. Да что там "Куклы", даже беззубый советский "Фитиль" - даже такого рода сатиры сегодня нет. Лучшим соболезнованием французским сатирикам и лучшим ответом всем фанатикам и диктаторам было бы возвращение на телеэкраны, в газеты и журналы настоящей политической и социальной сатиры.
! Орфография и стилистика автора сохранены