К 2014 году страна подходит со следующими результатами: индекс промышленного производства выражается величиной 99,9, что означает падение по сравнению с прошлым годом. Индекс потребительских цен увеличился на 6,3% за тот же период. Национальная валюта обесценилась примерно на 10%: в начале года официальный курс 30,03 рубля за доллар, сейчас – 33,19. Инвестиции в основной капитал падают. Да и как может быть иначе, если утечка капитала из страны по итогам 2013 года составит, по разным оценкам, от 67 до 75 млрд долларов. Бюджет на следующий год принят с огромным дефицитом. Страна поедает сама себя: при падающем производстве, снижающихся реальных доходах масштаб кредитования граждан возрастает! По оценкам экспертов, к концу года объем розничных заимствований превысит 10 трлн рублей. При этом, темп роста просроченной задолженности угрожающе увеличивается.
Неудивительно, что
Всемирный банк пересмотрел свой прогноз динамики российского ВВП в сторону уменьшения, с 1,8 до 1,3%.
Помнится, 20 мая один состоятельный почти джентльмен, работавший одно время президентом нашей страны, но фамилию которого я уже не могу припомнить, описал состояние российской экономики емкой дефиницией "кисляк". Забавные стилистические аналогии с высекшей саму себя унтер-офицерской вдовой не должны отвести наше внимание в сторону. С момента эпохальной речи прошло полгода и можно с уверенностью констатировать, что
наш "кисляк" стал только крепче:
духовные скрепки намертво замкнули все живое, правосудия как не было в мае, так нет и в декабре, ну а величина налогового прессинга плюс государственного регулирования оставляют в категории доходных только такие виды бизнеса, как производство наркотиков, торговля оружием и, конечно, ЖКХ. В такой сложной ситуации даже 108 долларов за баррель не спасают.
Собственно, при таких исходных данных вариантов развития событий в 2014 году не так много, всего два. Первый, наиболее вероятный: оставить все, как есть. Страна и дальше будет медленно гнить, удерживаясь над пропастью на тонкой ниточке высоких нефтяных цен. Как долго продлится такое балансирование, а главное, чем оно закончится – остается только гадать.
Второй вариант: максимальная либерализация экономики, прежде всего, по направлениям уменьшения возможностей вмешательства в деловую активность карательных (до правоохранительных им еще далеко) структур, снижения налоговой нагрузки, сокращения расходов на обеспечение госаппарата. Чем это закончится, гадать не надо – нечто подобное, пусть и в ограниченном масштабе, было реализовано в первый срок Владимира Путина (свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя). Именно поэтому с 2000 по 2008 гг. наблюдался устойчивый экономический рост.
Будем надеяться, что здравый смысл возобладает, тем более, что некоторые предпосылки к этому имеются.