После мирного, сонного Дамаска Бейрут производит впечатление ощетинившегося города, находящегося в состоянии войны, и начинаешь сомневаться,  где, собственно, идет гражданский конфликт, в Сирии или в Ливане?...  Это при том, что масштабных военных конфликтов не было со времени последней израильской агрессии, можно, конечно, обобщая, сказать, что в Ливане перманентно la guerrе de tous contre tous, не ошибёшься. 

Самое мирное и безопасное впечатление производят южные кварталы города, шиитско—палестинские, — они же самые бедные.  Три самых часто встречающихся портрета на улицах — ясное дело, Насралла,  почему-то Муса Садр едва ли не чаще Насраллы — видимо, "Амаль" в южных кварталах Бейрута отнюдь не менее популярен, чем Хизбалла (полное впечатление складывается, что Садр с того света куда-то баллотируется и ведет предвыборную кампанию), и Башар наш Асад.  Это, ясен пень, просирийские кварталы. Чем ближе к центру, тем больше танков (практически у всех дипломатических представительств и ведомств),  противотанковых ежей, блокпостов, вооруженные до зубов солдаты через каждые сто метров.  Выглядит это все внушительно, и только так поддерживается хрупкий мир.  Наши посольские говорят, что внутри анклавов достаточно спокойно, а вот на их границах искрит и постреливает.  Наше посольство, например, в квартале Мар Ильяс, как раз на стыке суннитского и шиитского районов, и там регулярно простреливается,
на здании посольских стенах мраморные таблички с фамилиями наших погибших дипломатов.

Около посольства дежурит танк, — армейцы, вообще-то, нервно относятся к попыткам фотографировать себя и боевую технику, и Саиду Гафурову пришлось пустить в ход всё своё обаяние и весь вкрадчивый арабский, подкрепленные демонстрацией наших паспортов, чтобы мне разрешили таки сделать эти снимки:




Саид Гафуров

Психоз этот будет поступательно возрастать до парламентских выборов, которые состоятся летом нынешнего года — наблюдатели говорят, что антисирийская прозападная коалиция "14 марта" в тяжелой борьбе с коалицией Хизбаллы "8 марта" будет пытаться взять реванш и снова из оппозиционной стать правящей (хотя в нынешнем парламенте блок Саада Харири и так контролирует 71 место в парламенте из 128).  Если это случится, то будет плохой новостью для Сирии, Ирана и в целом для антизападного блока — блок Харири обвиняют в тесном сотрудничестве не только с США и Израилем (в дружбе с последним особенно засветился лидер крайне правых христиан-фалангистов Самир Джаджа), но и с саудовско-катарским блоком, исправно питающим сирийских боевиков деньгами и оружием.  Предложение Харири о создании буферной зоны с Сирией, якобы, в интересах беженцев, на самом деле, попытка обустроить рекреационные зоны и санатории для боевиков.  

Коммунисты на этих выборах, как и в прошлый раз, будут в блоке с Хизбаллой,  амалевцами спикера парламента Набиха Берри, маронитами Мишеля Ауна и Сулеймана Франжье с его "Марадой".   Влиятельный армянский Дашнакцутюн формально независим и не входит в блоки, но практически стопроцентно поддерживает нынешнее сирийское правительство. За Башара и большинство курдов. Что будет с друзами, предсказать сложно, ибо Валид Джумблат, контролирующий три четверти друзской общины, способен перебегать из одного блока в другой в среднем раз в полгода:), по последним данным он опять удрал к Харири, поливая Асада жидким г-вном.  Другой влиятельный лидер друзов, Арслан (объединяющий примерно четверть всех друзов Ливана),  занимает проасадовскую позицию.  Недавно при попытке правительства лишить Арслана министерского статуса (он в нынешнем правительстве  министр без портфеля) его сторонники перекрыли дорожную трассу, парализовав движение по всей стране, и от Арслана отстали.

Как и в прошлые выборы, костяк коалиции "14 марта", помимо аль-Мустакбаль Саада Харири, будут  правые фалангисты-марониты  "Ливанские силы" Самира Джаджа и "Катаиб" Жмайеля, так что с точки зрения партийных раскладов мало что поменяется.  Нынешний премьер-министр, суннит Наджиб Микати,  больше близок к Хизбалле, чем к своему единоверцу Харири. 

Понравился мне вот красивый домик, и как-то не обратила я внимания, что он по периметру окружен вооруженными людьми...  Выясняется —  занесло меня к дому Саада Харири:).  Охрана разрешила сделать эти снимки и быстро-быстро уносить ноги:):


    

Вообще поведение сторонников шиитского блока гораздо проще прогнозировать, чем действия суннитского населения — в Хизбалле и Амаль железная дисциплина и жесткая стратификация и иерархичность.   Кстати,  отдельные представители суннитского населения  склоняются именно к голосованию за Хизбаллу, так что совсем жесткой, стопроцентной корреляции, тут нет.  В последнее время блок Харири все сильнее тяготеет к тактическим союзам с самыми отмороженными салафитами, навроде шейха Ахмеда аль-Асира  из  Сайды,  заявившего о создании собственной вооруженной группировки вместе с салафитами из Триполи.

Как поведут себя 14 тысяч ливанских палестинцев, сказать трудно. Какой-то жесткой вертикали и сплоченности у них нет.  Наиболее радикальные из них пополняют ряды ливанских салафитов.  Из партий  большая часть ориентируется на ХАМАС, чуть менее влиятелен ФАТХ.

В целом исход выборов сейчас вряд ли кто возьмется спрогнозировать. Наши дипломаты оценивают ситуацию как "50 на 50". 


 

Дарья Митина

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены