В Москве 24 августа состоялся суд с участием лидера ОГФ и "Солидарности" Гарри Каспарова. Оппозиционера обвинили в том, что, придя 17 августа на оглашение приговора по делу Pussy Riot, он "нарушил правила проведения массовой акции", в частности, "выкрикивал лозунги". Корреспондент Каспаров.Ru побывал в зале судебных заседаний мирового участка номер 365.

Люди начали подтягиваться к зданию суда задолго до начала заседания, которое было назначено на 11:30. Журналисты с видео- и фотокамерами тщетно пытались пробиться внутрь – было дано указание пускать только "пишущих". Да и зал заседаний не отличался большими размерами: всего четыре скамьи для "зрителей", на каждой из них с трудом умещались четыре человека. Многие пренебрегли удобствами и весь процесс провели на ногах. Некоторые активисты намеренно не стали прорываться внутрь – у них была своя "миссия". Граждане встречали участников процесса у входа в участок гневными плакатами "Шахматисты не обманывают" и "Полиция, хватит врать!". Журналисты "с аппаратурой", оставаясь на улице, довольствовались тем, что снимали плакаты со всевозможных ракурсов.  

Людей пустили в зал, а вскоре появилась судья – молодая приятная женщина в мантии с очень тихим голосом и сочувствующим лицом. Гарри Каспаров изложил свою версию событий 17 августа, его адвокат ходатайствовал о допросе свидетелей. И вот оно, первое чудо! Судья согласилась допросить всех заявленных граждан. Их было аж шестеро: активисты и журналисты, все – очевидцы событий у Хамсуда. Активисты говорили горячо, непременно "скатывались" в политику, в частности – в антипутинскую риторику. Все они заявили, что задержание Каспарова было, безусловно, заранее спланированной акцией полиции, поскольку на оппозиционера поступила "разнарядка" из Кремля.

Журналисты были сдержаннее, однако их выступления выглядели серьезнее, а аргументы – более мотивированными. Еще бы, ведь профессия обязывает быть беспристрастными. Особенно врезалась в память фраза Даниила Гальперовича с радио "Свобода": "Понимаете, человека буквально унесли из-под микрофона". Надо отметить, что и журналисты полностью подтвердили показания Каспарова.

А потом настала очередь свидетелей обвинения. В их качестве выступили двое сотрудников Второго оперативного полка, проводившие задержание политика. Первый свидетель, руководивший задержанием, заявил, что Каспаров "шел в толпе и кричал "Свободу Pussy Riot" и "Долой полицейское государство!", но задержать сразу его не могли, поскольку требовалось время, чтобы прорваться сквозь толпу". Как-то слабо верилось в эти слова: на массовых акциях полиции и ОМОНу удается в течение нескольких секунд прорвать народное оцепление и выхватить человека из толпы.

Вообще речь полицейского была "афористичной". На вопрос о том, почему он не представился при задержании, мужчина ответил, что "ему мешало большое скопление людей, которые угрожали его личной безопасности, а Каспаров, к тому же, пассивно сопротивлялся". А "опасными" полицейский посчитал журналистов: "Ну кто их знает, этих с их "мыльницами", может, они что задумали".  

Свидетель выдал информацию о том, что о приходе Каспарова в Хамсуд знали заранее. На вопрос о том, откуда, он показал следующее: "Ну не только же вы читаете Интернет. Мы вот тоже Яндекс читаем". В зале суда смешки. Вообще говоря, смешки сопровождали все выступление полицейского, но его это, видимо, нисколько не коробило. Так, доблестный сотрудник, обозрев с расстояния пяти метров рапорт о задержании, предъявленный судьей, заявил, что он принадлежит ему.

Наверное, кульминационным моментом в его показаниях стал вопрос адвоката о применении физического насилия по отношению к Каспарову во время задержания. Полицейский парировал, что никакого насилия не применялось, а оппозиционера "вывели под руки". Когда же адвокат спросил полицейского о том, что он, собственно, понимает под насилием, тот ответил: "Боевые приемы различные. Вы ведь если с девушкой под ручку гуляете, значит, насилие к ней применяете?".

Показания полицейских были путаными, в частности, они никак не могли определиться с временем задержания Каспарова. Первый свидетель настаивал на том, что оно произошло в 17:00, а СМИ "наврали", написав об этом инциденте аж в 15:23. При этом он вел себя довольно агрессивно, и судье не раз приходилось "осаживать" буйного свидетеля.

По истечению трех часов объявили перерыв. Люди потянулись в близлежащий супермаркет за водой и "снэком", Гарри Каспаров общался со своими сторонниками и журналистами в судебном коридоре, а другая, большая группа представителей СМИ ожидала его выхода на улице.

Через полчаса заседание возобновилось. Судья внимательно просмотрела видеозаписи задержания Каспарова. А затем объявила двухчасовой перерыв для "ознакомления с некоторыми деталями дела и вынесения решения". Это произошло в 16:35. Для справки: в 16:45 рабочий день мирового судьи уже должен был завершиться.

Но перерыв затянулся. Лишь после 20:00 людей вновь пустили в зал. И тогда было оглашено поистине беспрецедентное решение – Гарри Каспарова оправдать за отсутствием состава правонарушения, а сведения, указанные в полицейских протоколах, признать несоответствующими действительности. Давно такого не было в нашем суде.

Мария Муромская

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция