Социологические исследования "Левада-центра" по поводу образа политической оппозиции в общественном сознании дают поразительные результаты: 71 процент россиян – подавляющее большинство – уверены, что России нужна сильная политическая оппозиция, но только 38 процентов считают, что такая оппозиция сейчас существует в стране. Реальная численность всех существующих сегодня оппозиционных организаций вообще находится на уровне статистической погрешности.
Результаты опроса – ответ на вопрос о взаимоотношениях оппозиции и большинства, о котором в последнее время идут бурные дебаты в оппозиционных кругах. Большинство россиян нуждаются в сильной политической оппозиции, способной критиковать власть, давить на нее и сменять ее. Это же большинство, к сожалению, не видит такой оппозиции вокруг себя.
Результаты опроса "Левада-центра" – это своеобразный вотум недоверия существующей оппозиции, вотум недоверия, который оппозиция должна принять, понять и сделать соответствующие выводы.
Что же необходимо сделать российской оппозиции, чтобы изменить себя и ситуацию в стране? Четыре последовательных шага: изменить лозунги, правильно использовать каналы донесения информации до своих сторонников, вырастить новое поколение лидеров и создать сильную организационную структуру. О том, что нужно менять лозунги, поворачиваться к людям и их проблемам говорят многие лидеры оппозиции. Говорят и не поворачиваются. Акции с требованием свободы собраний или свободы политическим заключенным могут иметь только информационно-пропагандистский эффект: под такими требованиями невозможно собрать большое количество людей, можно лишь донести информацию (порой ценой задержания и десяти суток административного ареста) о нарушениях политических прав в России до определенной части населения. Соблюдение 31-й статьи Конституции, к сожалению, важно только для небольшой группы политических активистов и сочувствующих им граждан.
Между тем требование соблюдения других статей Конституции — о праве на жизнь, на защиту от безработицы, на получение образования, на качественную медицинскую помощь — способны привлечь значительное число сторонников. Так же, как и требования коренной реформы армии и правоохранительных органов. Задача оппозиции – сформировать набор привлекательных лозунгов и закольцевать их в единый протест против существующего режима.
Шаг второй – это правильное использование каналов донесения информации до широкой аудитории потенциальных сторонников политической оппозиции. Здесь не нужно изобретать велосипед, а нужна нудная и кропотливая работа, нужна перманентная агитация среди населения. Нужно говорить с каждой социальной группой на интересующую ее тему: в Интернете с молодежью об образовании и борьбе за отмену призыва, на страницах собственных печатных изданий — с пенсионерами о пенсиях и ценах на лекарства. Нужно адресно работать с каждой целевой аудиторией, а не палить по всем воробьям одним лозунгом "Россия без Путина!" и потом жаловаться на непонимание, наивность или зомбированность собственных сограждан.
Оппозиция не может и не имеет права отказываться от борьбы за каждого нового сторонника, пусть даже сейчас он верит в стабильность по-путински или модернизацию по-медведевски —
важно найти для любого человека привлекательный лозунг и правильный канал донесения информации.
Однако привлекательные лозунги и правильные информационные каналы будут малоэффективными без появления обоймы новых лидеров, которым люди смогут поверить и за которыми смогут пойти. Во время бархатных революций конца 80-х годов, демократических реформ в России в начале 90-х, оранжевой революции на Украине люди выходили с требованиями свободных выборов и других демократических реформ потому, что свободные выборы им были нужны для выбора героев своего времени – Вацлава Гавела, Бориса Ельцина или Виктора Ющенко. Новому времени нужные новые герои. Герои, которые должны вырасти снизу, с малых побед над малыми чиновниками, которые этими победами, своей харизмой, простыми и понятными людям требованиями сформируют новое большинство – большинство за оппозицию, за демократию, за свободную и процветающую Россию.
Обновленные лозунги, правильные каналы донесения информации и новая плеяда молодых лидеров – все это способно существенно расширить базу сторонников оппозиции и непосредственных участников оппозиционных организаций. Чтобы аккумулировать этих людей, использовать их потенциал, требуется создание сильной организационной структуры, появление в России массовых политических организаций. Некоторые российские политики-политехнологи видят будущее оппозиции в развитии сетевых структур. Будущее оппозиции (и не только оппозиции) действительно в развитии сетевых структур – но только это будущее политических организаций западных стран, прошедших многолетнюю историю доминирования массовых политических партий и движений. В России же за все 18 лет новой "демократической" истории так и не появилось ни одной массовой политической организации. Лидерские партии и движения, или партии-кокусы, если использовать терминологию Мориса Дюверже, – вот прошлое и настоящее российской политической системы и российской оппозиции в частности. Эти организации были сравнительно успешны в условиях относительной политической конкуренции, сложившейся в 1990-е годы. С установлением авторитарного путинского режима, когда все финансовые и информационные ресурсы были консолидированы в руках государства и лояльных ему финансово-промышленных групп, эти организации оказались нежизнеспособны и разваливались все больше с каждой избирательной кампанией.
В тяжелых условиях давления административного ресурса и силовых структур власти на оппозицию единственным ресурсом самой оппозиции остаются люди, готовые жертвовать свое время, силы и деньги ради успеха собственной организации. Задача оппозиции – создать соответствующую структуру, способную аккумулировать возможности каждого своего участника, структуру сильную и демократическую, с прозрачными процедурами отчетности и сменяемости руководящих органов – в противовес существующей в стране непрозрачной и несменяемой государственной бюрократической машине. Не я первый и не я последний выдвигаю тезис о необходимости создания сильных массовых оппозиционных организаций – но без появления подобных организаций весь приток новых сторонников в оппозицию уйдет в песок, девальвируется, как только пойдет на убыль популярность очередного яркого лидера очередной партии-кокуса.
Новые лозунги, правильные каналы донесения информации, новые лидеры и сильная организационная структура – вот четыре необходимых условия, которые позволят оппозиции реализовать свой потенциал, оправдать те надежды, которые возлагает на нее большинство россиян. Оппозиция и большинство – это не изолированные друг от друга понятия: большинство наших сограждан ждет появления обновленной, сильной политической оппозиции. Задача оппозиции – обновиться, завоевать симпатии большинства и победить. Ни больше, ни меньше.