С недавнего времени в Архангельской области начались "врачебные бунты". Это столь не характерное для спокойного северного региона явление объясняется весьма просто: бюджетные средства, выделяемые на здравоохранение, зачастую не доходят до тех, кто должен лечить людей. А зарплаты рядовых врачей и чиновников от медицины так разнятся, что не выплеснуть свое недовольство первые уже не могут.
А началось все в прошлом году, когда в областном здравоохранении региона произошли два знаковых события. Летом по непонятным причинам ушел в отставку многолетний глава департамента здравоохранения Архангельской области Сергей Эммануилов.
Решение о его отставке принимал только назначенный губернатор Илья Михальчук, который предложил Эммануилову сначала должность советника, а затем и вовсе "послал" в депутаты облсобрания, подальше от исполнительной власти.
Работники департамента здравоохранения в беседах с корреспондентом Каспаров.Ru иначе как "хапугой" и "деспотом" сменщика Эммануилова Андрея Красильникова, ранее возглавлявшего областной онкодиспансер, не называли. А заодно и рассказывали невероятные истории про освоение бюджетных средств на здравоохранение. Мол, не всегда деньги идут туда, куда надо. Но это пока только кулуарные разговоры, не подкрепленные прокурорскими проверками и выводами.
Второе знаковое событие, в корне изменившее положение в руководстве архангельским областным здравоохранением произошло в декабре 2008 года, когда в результате ДТП погибла легендарная Еликанида Волосевич — народный врач СССР, около 50 лет возглавлявшая Первую городскую больницу Архангельска. Именно Волосевич добилась рекордного финансирования больницы, именно в Первой городской трудились самые лучшие врачи региона, и именно Волосевич считалась самым уважаемым человеком архангельской медицины, чье мнение нельзя было не учитывать.
Вместо Волосевич главным врачом крупнейшей больницы был назначен родной брат начальника облздрава Сергей Красильников, доселе возглавлявший городскую больницу Новодвинска. Ничем особенно примечательным этот молодой человек не запомнился, у многих врачей Первой городской вообще появилось недоумение: гораздо более естественной кандидатурой на пост главврача считался ученик Волосевич — почетный гражданин Архангельска и легендарный хирург Яков Насонов. Однако
его кандидатура, видимо, не устроила Красильникова-старшего. А уж назначенный младший брат за полгода работы в должности настроил против себя добрую часть коллектива.
Дошло до того, что в конце мая по инициативе врачей Первой горбольницы врачи трех городов: Архангельска, Северодвинска и Новодвинска — вышли на митинг протеста. Как сообщал организатор митинга хирург Алексей Попов, "мы доведены до крайности, и иного выхода мы не увидели. Власть в лице департамента здравоохранения и руководства больницы слышать нас не хочет, зато грозит увольнениями и репрессиями". Митинг врачей Архангельска, Новодвинска и Северодвинска прошел 29 мая на центральной площади областного центра, причем архангельская мэрия ранее запретила его проведение, однако затем, под давлением общественности, разрешение было дано. Врачи, вышедшие на митинг, подчеркивали, что на весь 350-тысячный Архангельск остался в рабочем состоянии всего один гастроскоп (аппарат для исследования желудочного тракта) из восьми, из четырех рентген-аппаратов работают только два. В больнице с крупнейшим на Севере кардиоцентром осталось всего три сердечных стента (спираль для коронарных артерий). В обращении на имя губернатора области, которое было обнародовано врачами, говорилось о нехватке денег на важнейшие хирургические аппараты, а также о дефиците врачебных кадров.
Однако митинг прошел, а воз и ныне там. Директор областного департамента здравоохранения Андрей Красильников прилюдно пообещал выполнить все требования врачей: повысить зарплату, решить вопрос с техническим оснащением, привести в порядок трудовое законодательство. Однако слова чиновника, как это часто бывает в новейшей России, разошлись с делом. Так, в начале сентября врачи Архангельска, Северодвинска и Новодвинска распространили заявление, в котором, в частности, говорится: "Медики города устали узнавать из газет и ТВ, что им повысили зарплату и все оборудование работает как часы. За четыре месяца ни одно из решений резолюции майского митинга не было выполнено руководством больницы и департаментами здравоохранения города и области.
Тотальное, беззастенчивое вранье об успехах и достижениях, а врачи и медсестры Первой городской по сравнению с маем даже потеряли в зарплате: с них сняли все надбавки.
Списки необходимого оборудования, запрошенные Первой городской больницей, Областной клинической больницей, Седьмой городской больницей, Детской областной клинической больницей, больницами Северодвинска и Новодвинска, исчисляются сотнями пунктов".
Самое интересное, что разрешение на новый митинг врачей, который был запланирован на 8 сентября, городские власти Архангельска не очень-то хотели давать, находя разные предлоги для отказа. Две недели инициативная группа добивалась разрешения на митинг, а мэрия утверждала, что вся площадь Ленина уже занята под другой митинг. Как оказалось, свой митинг решили провести активисты "Молодой гвардии "Единой России". Причем, что удивительно, данный митинг был организован в поддержку действующей власти, губернатора и реализуемых в регионе нацпроектов. Врачи усмотрели в этом явную издевку: о каких успехах может идти речь, когда областная медицина, да и вся бюджетная отрасль, находится в глубочайшем кризисе, а люди получают жалкие копейки за свой труд.
"Успокоить" архангельских медиков 8 сентября прибыл легендарный Леонид Рошаль. Однако в беседе с корреспондентом Каспаров.Ru участники предстоящего митинга скептически оценили его приезд. Мол, столичный светила медицины все равно ничего не изменит в архангельской системе здравоохранения. Семейно-клановой системе, где братья Красильниковы делают все, чтобы задушить любое оппозиционное движение медиков. Спрашивается, а чего добиваются эти самые братья?
Как говорят вполголоса сами медики, элементарного, а именно контроля за огромными денежными потоками, которые льются из бюджета на здравоохранение. Братьев можно понять — на медицину в регионе выделяется чуть ли не треть областного бюджета.
Сложно устоять и сдержать аппетит. Огорчает одно: а лечить-то нас кто будет, если все врачи бастуют? Неужто братья Красильниковы?
Вы можете оставить свои комментарии здесь