Село Урлу-Аспак Майминского района, то самое, рядом с которым возводится туристический комплекс "Алтай-Village", лихорадит уже две недели. 4 июня в Урлу-Аспаке прошел сельский сход по очень важному для местных жителей вопросу: о земле. Жители ожидали, что на сход явится кто-то из районных руководителей, но были только депутат районного совета Виктор Кардаев и руководитель Ассоциации коренных малочисленных народов Артем Сумачаков. По инициативе сельчан 10 июня вновь было проведено собрание, на котором присутствовали 78 жителей Урлу-Аспака (всего в селе около 240 избирателей). Начальства опять-таки не было. Участники собрания написали коллективное заявление в прокуратуру района. Вопрос все тот же.
Наконец, 17 июня в полдень около двадцати местных жителей начали пикетирование дороги, ведущей к туристическому комплексу "Алтай-Village". Они держали плакаты: "Степаньково: За Тялан-Зап ответите!" (Тялан-Зап – урочише около Урлу-Аспака, "огороженное" под гостиничный комплекс); "Степаньково: Прочь с нашей земли!". ООО "Степаньково" — это название юридического лица, которое владеет туркомплексом и, главное, большим массивом земли в округе.
Одной из причин, заставивших жителей отдаленного села выйти на пикет, стали разговоры о том, что в "Алтай-Village" может прилететь премьер Владимир Путин. Поскольку помимо разговоров в селе вдруг появились милиционеры (был проведен рейд по домам: искали незарегистрированное оружие, в школе шла подготовка к размещению омоновцев), местные жители решили, что премьер скоро появится, и решили повторить опыт Пикалева.
Премьер не появился, зато буквально через 10 минут после начала пикета приехал генеральный директор ООО "Степаньково" Игорь Арбатский. Сначала он наблюдал за происходящим, а потом взялся "строить" пикетирующих. Еще через 15 минут к месту проведения пикета подъехали сразу три милицейских автомобиля. Сотрудники милиции попытались задержать одного из руководителей инициативной группы — Елену Мамашеву (в ходе возникшего спора жители села убедили милиционеров, что делать этого не следует). В итоге около 14:00 пикет был прекращен, с некоторых его участников сотрудники милиции в помещении сельского клуба взяли объяснения.
18 июня в 10 часов утра в сельском клубе Урлу-Аспак начался сельский сход. На этот раз в присутствии всех заинтересованных сторон — от главы Майминского района Евгения Понпы и руководителей ООО "Степаньково" и вплоть до депутатов Госсобрания и прессы. На мероприятии присутствовал даже президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов. Скорее всего, директор "большого" "Интуриста" оказался в Республике Алтай не из-за сельского схода, а из-за уже состоявшихся (Герман Греф, Владимир Евтушенков) и предполагаемых (Владимир Путин) визитов VIP-персон. Но, так или иначе, "большой" руководитель оказался на месте и смог лично выслушать претензии соседей туркомплекса "Алтай-Village" — жителей села Урлу-Аспак. А собралось их в этот раз много — зал клуба оказался переполненным. Местная активистка Елена Мамашева насчитала в клубе 104 участника схода.
Из-за чего сыр-бор
Автор этих строк 18 июня присутствовал на сходе и слышал разные мнения. С моей точки зрения, у возникшего конфликта есть как сиюминутные, так и глубинные причины.
Сиюминутная причина возмущения: ООО "Степаньково" частично огородило урочище Тялан-Зап, находящееся непосредственно за "околицей" Урлу-Аспака. В этом урочище находится общее летнее пастбище урлу-аспакцев и дорога, ведущая в кедровый лес.
"Акт огораживания" был запланирован еще осенью 2008 года. Сразу оформить решение тогда не удалось — в октябре сельский сход выступил против. Ничего, 10 марта 2009 года собрали еще один сход, куда явилось аж 23 человека и 14-ю голосами "за" (при 8-ми "против" и одном воздержавшемся) приняли "нужное" решение: отдали урочище. Вскоре, 24 апреля 2009 года, следующий сход отменил решение. Но что толку — бумаги были оперативно оформлены главой сельского поселения и прочими "причастными лицами". ООО "Степаньково" получило у администрации Майминского района урочище Тялан-Зап, являвшееся до этого "землями запаса", в аренду. Кажется, на 49 лет.
В мае на границе Урлу-Аспака стремительно вырос длинный, аккуратный зеленый забор. Его строили в дождь и слякоть, почему-то очень торопились. Забор "отхватил" около трети урочища, кроме того, заметно затруднил скоту и людям проход к оставшейся части пастбища и выше.
ООО "Степаньково" решило свою проблему: вокруг вертолетной площадки, зачем-то построенной на границе с селом (хотя у предприятия полно других земель), создана положенная зона безопасности. Зато Урлу-Аспак оказался "окруженным" еще с одной стороны.
Тут следует коснуться глубинной, основной причины конфликта. Это, разумеется, земельный вопрос. В Майминском районе земельные паи вообще не были выданы крестьянам, как предписывалось указом Бориса Ельцина. Вместо этого совхозы были быстренько преобразованы в ГУПы (государственные унитарные предприятия), а те одно за другим ловко акционированы и проданы за копейки.
Судя по энтузиазму, с которым местные чиновники занимались акционированием и продажей ГУПов, чем-то им эта процедура сильно понравилась... Причем, заметьте, вместе с истлевающим "имущественным комплексом" бывших совхозов фактически (преимущественное право аренды и т. п.) была продана земля, десятки тысяч гектаров.
До Урлу-Аспака "энтузиасты" добрались в 2004 году. Вот что писал по этому поводу "Банкфакс" (примечание: Бирюля, Александровка и Урлу-Аспак в советские времена составляли единое хозяйство – совхоз "Бирюлинский"):
"Как стало известно, 23 июня [2004 года] в селе Бирюля Майминского района Республики Алтай (РА) по инициативе правительства республики состоялся сход жителей села, на котором присутствовал глава республики Михаил Лапшин, члены республиканского правительства и представитель подмосковной фирмы ООО "Степаньково" — организаций, входящей в АФК "Система", которая несколько недель назад приобрела имущественный комплекс ГУП "Совхоз Бирюлинский" за 3,4 млн рублей.
СПРАВКА: 17 ноября 1992 года в Бирюле состоялось общее собрание работников совхоза, пенсионеров и работников социальной сферы. На этом собрании было принято два принципиальных решения — о создании ГУП "Совхоз "Бирюлинский" и приватизации земель по 12 га каждому из 484 человек. Уставом вновь созданного государственного предприятия, куда отошли остальные земли в количестве 18,4 тыс. гектаров, было предусмотрено, что любой работник имеет право выхода из совхоза и создания крестьянского хозяйства без согласия коллектива. При этом пожелавший работать самостоятельно человек имел безусловное право на получение земельной доли и имущественного пая в натуральном или денежном выражении.
29 января 1993 года администрация Майминского района распоряжением РА 55-р разрешила приватизацию земель и имущества совхоза "Бирюлинский". В принципе это распоряжение подтверждает факт приватизации земель жителями села. Однако соответствующие документы вовремя выданы не были.
В 1994 году правительство республики фактически отменило итоги прошедшего собрания, а вместе с ним и отдельные положения Конституции России — 28 июня 1994 года постановлением Правительства РА 138 на базе созданного в 1992 году ГУП "Совхоз "Бирюлинский" было образовано Научно-производственное хозяйство "Бирюлинское". Только вот земли этого НУПХ по паям уже не делились, и новоявленные собственники остались ни с чем.
11 ноября 1997 года Госкомимущество республики приняло решение о создании государственного унитарного предприятия "НУПХ "Бирюлинское", за которым вновь были закреплены земли, уже переданные в собственность гражданам решением администрации Майминского района от 29 января 1993 года.
В конце 90-х власти республики всерьез задумались, что же делать с проблемой неприватизированных или неправильно приватизированных земель. Этой проблемой пытался заниматься и бывший глава республики Семен Зубакин, и нынешний — Михаил Лапшин. И если у Семена Зубакина "бирюлинское дело" не сдвинулось с мертвой точки, то при Михаиле Лапшине предприятие просто-напросто продали вместе с "крепостными" крестьянами подмосковной фирме ООО "Степаньково".
1 июня по инициативе депутата Госсобрания Виктора Безрученкова и по поручению прокурора республики Андрея Волкова в селе работала группа сотрудников прокуратуры, которые помогали жителям села написать заявления на имя прокурора РА с просьбой подать иск в суд о защите прав крестьян. Напомним, что 25 апреля 2004 бирюлинцы обнародовали открытое письмо к полпреду Драчевскому, спикеру Госсобрания Игорю Яимову и главе Майминского муниципалитета Александру Осокину. В обращении, в частности, отмечалось: "Наши приватизированные земли и имущество, — утверждают сельчане, — нажитое нами и нашими предками, Михаил Лапшин присвоил себе. Торгует землями и имуществом направо и налево по своему усмотрению. Конечно, мы в этом предполагаем криминал. Одна никому не известная московская фирма покупает нас с потрохами за 3,5 млн рублей! Что, мы на этой земле какие-то козявки, чтобы торговать нами? Мы такие же люди, как и все, мы не рабы". Следует отметить, что начиная с 1999 года бирюлинцы неоднократно обращались в суд, нередко выигрывали в суде первой инстанции и проигрывали на этапе рассмотрения кассационных жалоб. Всего на имя Волкова было подано 261 исковое заявление.
Во время прошедшего 23 июня сельского схода чиновники потребовали от жителей "забрать заявления из прокуратуры", убеждая, что "инвестор, который пришел, очень хороший, даст вам работу", а в случае если жители станут собственниками земли, то им "придется платить огромные земельные налоги". В конечном итоге жителей начали запугивать: "Если вы станете собственниками, то вам не будет идти трудовой стаж и не будет пенсии".
Тогда, в 2004 году, жителей Бирюли удалось обмануть и запугать. Заявления из прокуратуры были отозваны, никто не оспорил продажу хозяйства. Жители Урлу-Аспака, по большей части, в судьбоносном сходе и вовсе не участвовали — от села до "центральной усадьбы" совхоза километров так 17. Таким образом, в 2004 году в Бирюле, Александровке и Урлу-Аспаке окончательно сформировалась проблема, которая сейчас начинает явно проявляться: проблема обезземеливания крестьян.
"Нас окружают!"
Примерно такая мысль возникает у жителей села в последнее время. Южный, свободный от леса склон горы над Урлу-Аспаком, еще в конце 80-х годов был изъят у местных жителей и наглухо перегорожен. Там был построен маральник. Хозяин сменился, а ограда осталась. Чья нынче эта земля? Маркиза Карабаса! Ну, то есть ООО "Степаньково".
Дорогу, проходящую сквозь село, с недавних пор перегораживает контрольно-пропускной пункт. Когда автор этих строк утром попытался проехать мимо КПП, чтобы сфотографировать туркомплекс, его просто не пустили. Кстати,
выглядит этот КПП весьма забавно: стоит будка, а в 20 метрах за ней — дорожный знак: окончание села Урлу-Аспак. Руководители ООО "Степаньково" объясняют "приватизацию 20 метров муниципальной земли" тем, что, мол, "дорожники не там знак поставили" и неким "сдвигом" границ поселения: в одном месте селу земли добавили, а в районе туркомплекса убавили.
Ну, наверное, так. Но ощущение, что "нас окружают", остается.
Аккуратный зеленый забор (и охрана) в том месте, где жители села привыкли гонять коров и ходить за грибами, как мне кажется, стали последней каплей. Чья земля? Опять маркиза Карабаса?! Уже не "нас окружают", а "нас окружили"!
На сходе
В небольшой зал сельского клуба 18 июня примерно к половине одиннадцатого "набились" местные жители. Сначала были заняты все сидячие места, потом люди начали занимать удобные "стоячие" места у стен и, наконец, просто "стоячие" места в зале. Кое-кому места не хватило, довольно много людей стояло в коридоре.
Помимо руководителя Майминского района Евгения Понпы и главы Бирюлинского сельского поселения Розы Чунижековой на сход приехали два депутата Госсобрания: Николай Чеконов (КПРФ) и Виктор Безрученков ("Справедливая Россия"), а также помощник депутата Госдумы от КПРФ Михаил Федькин. В "президиуме" схода заседал также уполномоченный по правам человека Семен Шефер. В зале присутствовали районный специалист по земельному кадастру и специалист Роспотребнадзора.
Разумеется, появились на мероприятии и сотрудники правоохранительных органов. На этот раз разгонять они никого не стали, но, кажется, собирались доставить Елену Мамашеву на беседу к прокурору района, за 40 километров. У меня возникло ощущение, что прокурор желал беседовать с активисткой как раз в то время, пока идет сход. Впрочем, на месте было решено, что сначала сход, а потом — поездки на беседу. В конце-концов оказалось, что после схода, на котором Елена сказала все, что хотела, потребность прокурора беседовать с ней куда-то подевалась. Милиционеры вручили Елене протокол административного правонарушения (ей вменяют часть 1 статьи 20.2 КоАП за "несанкционированный пикет") и отбыли. И правильно сделали. Как мне кажется, явка "на беседу" — дело добровольное, а постановлением о принудительном приводе активистки милиционеров, похоже, позабыли снабдить. Понятное дело, любого можно задержать на 3 часа. Типа "для установления личности". Но в сложившейся ситуации это было бы, пожалуй, не самым умным ходом.
В начале мероприятия собравшиеся выбрали председателя. Им стал Владимир Кебеков, преподаватель Урлу-Аспакской школы. Сразу же был обозначен главный вопрос схода: возврат урочища Тялан-Зап.
Депутат Республики Алтай Виктор Безрученков в своем выступлении напомнил об истории, приключившейся в 2004 году, посоветовал жителям села не сдаваться и сообщил, что в ходе сессии Госсобрания группа депутатов написала по поводу Урлу-Аспака обращение к главе республики.
Уполномоченный по правам человека Семен Шефер обратил внимание собравшихся, что полностью законным может быть решение сельского схода, на котором присутствует более половины избирателей села. А это порядка 120 человек. Таким образом, по словам Семена Шефера, ни сельский сход, на котором присутствовало 23 человека, ни даже нынешнее мероприятия (104 человека) формально не может являться полностью законным. Для того чтобы выработать законное решение, Семен Шефер предложил провести местный референдум. Виктор Безрученков поддержал это предложение.
Выступивший следом депутат Республики Алтай Николай Чеконов поддержал жителей. Он пообещал, что КПРФ будет следить за ситуацией и даже, возможно, привлечет к работе над проблемой члена рескома, юриста Марию Демину.
Генеральный директор ООО "Степаньково" Игорь Арбатский в своем выступлении попытался убедить урлу-аспакцев в том, что все делается строго по закону и во благо жителей села. Рассказывая о "законности", господин Арбатский упомянул мартовский сход, сообщил, что документы на длительную аренду урочища Тялан-Зап уже давно оформлены. Это же подтвердила и районный специалист по земельным вопросам Светлана Афанасьева, присутствовавшая в зале. "Все документы у них готовы", — сказала госпожа Афанасьева, после чего заверила присутствующих, что теперь ООО "Степаньково" имеет законное право городить заборы в урочище. Жителей села сильно возмутило "откровение" "земельного" специалиста. Тут же начались выступления: мол, местные жители годами не могут оформить участки, а тут, понимаешь, за месяц все "обстряпали".
Московский куратор комплекса Владимир Жилинский, через которого идут деньги на строительство, в своем выступлении обещал урлу-аспакцам "манну небесную". Из его слов следует, что сейчас жители еще не понимают, какое счастливое будущее их ожидает. Примерно в таком же ключе выступал и президент ВАО "Интурист" Александр Арутюнов. Он говорил о том, что в будущем у детей урлу-аспакцев появится возможность делать карьеру в "Интуристе". По его словам, предприятие планирует открыть "туристические" специальности в местных учебных заведениях, и у молодых урлу-аспакцев появится возможность стажироваться "в столицах", посмотреть мир и т. п. Договорить самому высокопоставленному представителю "маркиза Карабаса" не дали — сельчане "захлопали" его. Тут же кто-то начал рассказывать, что маральник ООО "Степаньково" собираются закрывать из-за нерентабельности и что около 20 жителей села вот-вот останутся без работы.
Кто-то из выступающих припомнил, что туркомплекс до сих пор официально не сдан в эксплуатацию, поэтому не платит налоги в местный бюджет (мелькнула даже цифра 8 млн рублей в год). Впрочем, чуть позже представитель предприятия объяснил, что пока построено порядка 10 процентов запланированного "гостиничного фонда", а для выхода комплекса на самоокупаемость нужно еще много что построить.
Участники схода припомнили соседям из "Степаньково" и сточные воды. Присутствовавший тут же представитель Роспотребнадзора быстренько помахал перед собранием папкой с некими результатами анализов и заявил, что все в порядке, очистные сооружения комплекса "Алтай-Village" работают нормально. Местный медик почему-то не разделила восторгов своего коллеги. Она выразила недоумение по поводу того, что ни соответствующие специалисты, ни сельские депутаты не принимали участия в осмотре очистных сооружений (если анализы липовые, выявить это при желании несложно — лабораторий хватает).
Наконец дело дошло до голосования. Участники схода единогласно проголосовали за возврат территории урочища Тялан-Зап селу. По мнению собравшихся, изгородь должна быть демонтирована до 1 июля. Кроме того, жителей села очень волновал вопрос о "летнике", находящемся в двух километрах от села, — там и покосы, и пастбища, и ягодно-орехово-грибные места. Участники схода потребовали от главы района Евгения Понпы, чтобы он подтвердил, что "летник" не отдан и не будет отдан под строительство. Делать нечего, господин Понпа подтвердил. Потребовали пообещать, что глава района и глава села помогут в возврате Тялан-Запа. Тоже пообещал (правда, почему-то показалось, что это обещание ему дается с трудом).
Да, кстати. Кто-то из сидящих в президиуме предложил сельскому поселению "стрясти" миллион с соседей-инвесторов. За "моральный ущерб", что ли? Посмеялись, а предложение не прошло. Ну и правильно — людям нужно отдать их землю, а зарабатывать на ней деньги они должны сами.
Что делать. И даже кто виноват
В ходе собрания жители неоднократно давали один и тот же четкий ответ: сам по себе туркомплекс им не мешает, а в чем-то даже и помогает (сотовая связь, хорошая дорога, водопровод, кое-какие рабочие места и т. п.). Но в то же время ситуацию, когда охраняемые границы комплекса буквально вламываются в село, разрушая привычный уклад, терпеть в Урлу-Аспаке не намерены. Надо как-то договариваться... Это, так сказать, по проблеме сиюминутной, вышедшей сейчас на первый план.
Теперь что касается земельного вопроса в целом. Наши вороватые чиновники, заманивающие и "кидающие" инвесторов, в данном случае оставили в подарок республике здоровенную мину замедленного действия. С точки зрения автора этих строк, попранные права людей на земельные паи так или иначе должны быть восстановлены. В принципе, как пояснили представители комплекса, в отношении людей, профессионально занимающихся фермерством (оформивших "крестьянские хозяйства"), что-то такое делается, даже, кажется, передается какая-то земля в собственность. Но ведь право на свои 12 гектаров по закону должны были получить не одни только "фермеры", а все взрослые постоянные жители сел! Убежден, как-то, в каких-то формах (кому-то — землю, кому-то — денежную компенсацию за нее) ООО "Степаньково" следует стремиться к достижению консенсуса с жителями Урлу-Аспака, Александровки и Бирюли по этому вопросу. Пусть это не вина нынешних менеджеров ООО "Степаньково", но им не следует забывать, что их предприятие оказалось добросовестным (?) приобретателем ворованного имущества.
Вы можете оставить свои комментарии здесь