Эстонская делегация во главе с президентом Эстонской Республики Тоомасом Хендриком Ильвесом 29 июня 2008 года демонстративно покинула зал заседаний V Конгресса финно-угорских народов после речи российского депутата Константина Косачева, которую эстонский глава потом назвал провокационной.
Конгресс в Ханты-Мансийске стал самым скандальным за всю историю высших общественных финно-угорских форумов, проводящихся с конца 80-х годов прошлого столетия. Конгресс – высшая форма международного сотрудничества более чем 25 финно-угорских и близкородственных самодийских народов. Проводится каждые четыре года. На конгрессе обсуждаются актуальные вопросы финно-угорского сотрудничества, определяется место проведения следующего форума. На нынешнем конгрессе присутствовали президент России Дмитрий Медведев, главы Венгрии, Финляндии и Эстонии, руководители финно-угорских национальных регионов Российской Федерации.
Для недавно избранного президента России Ханты-Мансийский конгресс стал одним из первых международных саммитов и первым настоящим внешнеполитическим провалом. Скандальная ситуация стала возможной потому, что российская федеральная власть задолго до начала конгресса решила сделать его своим пиар-мероприятием. Получилось, правда, по-медвежьи неуклюже.
До конгресса не был допущен ни один финно-угорский активист из России, чья точка зрения хоть в какой-то мере могла считаться оппозиционной. По информации из осведомленных источников, списки участников конгресса от российских регионов согласовывались в администрации президента. Все нежелательные для Москвы лица немедленно вычищались из списков. Регионы фактически были лишены права выбирать своих представителей на общественный форум. Тем самым, Москва вызвала глухое озлобление не только у немногочисленных радикалов, но и в умеренных кругах финно-угорских региональных элит. Зачем Центр в очередной раз действовал силой в тонких материях национального вопроса в России, осталось загадкой.
Скандалы начали преследовать V конгресс еще до начала всех мероприятий. Оргкомитет конгресса, действовавший под полным контролем федералов, в директивном порядке устанавливал правила игры. В результате, например, один из богатейших российских регионов – Ханты-Мансийский автономный округ отказался платить гонорары артистам, которых пригласили выступить на этнодискотеке с концертом 29 июня. Марийские артисты, которые должны были составить более половины выступавших, отказались приезжать на подобных условиях.
Количество силовиков, обеспечивавших "безопасность" проведения конгресса, почти в пять раз превысила количество участников. Их "бдительность" доходила до полного маразма. Так, у той же эстонской делегации были изъяты подарки для других финно-угорских делегаций. В подарок входила книга по истории и современному положению финно-язычных народов, шариковая ручка, блокнот и пакет. Доблестные стражи порядка конфисковали все наборы для "экспертизы" и ничего не вернули. Наверное, это следует считать одной из величайших операций российских органов против эстонских шпионов и наймитов Запада.
Утро 29 июня началось с выступления гостей-представителей федеральных органов России. Первым в роли гостя международного конгресса выступал председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев. Гость выказал более чем странное отношение к хозяевам-делегатам форума, начав с обвинений эстонской делегации в политике двойных стандартов.
Честно говоря, речь Косачева в большей степени походила на слова глубоко обиженного человека. Так, депутат напомнил, что эстонские власти поддержали обращение европарламентариев к российской власти с требованием всесторонне расследовать обстоятельства инцидента с избиением главы марийского общественного движения Владимира Козлова в 2005 году. В то время как на конфликт вокруг переноса памятника Бронзовому солдату в Таллине от Европарламента никакой реакции не последовало. Это и было названо политикой двойных стандартов. Другими словами, председатель комитета по международной политике пожаловался на плохих эстонцев. Забыл наш депутат, что в международной политике как-то не принято жаловаться.
В ответ на демарш гостя эстонцы во главе с президентом удалились из зала. После поступка Ильвеса даже "зачищенные" финно-угорские делегаты из России в зале начали аплодировать, вызвав страшный гнев депутата Косачева. Тот буквально обрушился с трибуны со словами о том, что таким образом делегаты поддержали недружественную политику отдельных финно-угорских государств. Наверное, депутату следовало доиграть роль обиженного мальчика до конца и сказать что-нибудь вроде "я буду жаловаться в ООН" или "я вас всех запомнил", но сказанного уже хватило на полноценный международный скандал. Понимал ли гость конгресса Косачев, что тем самым подставил участника конгресса Медведева, известно только самому Косачеву, ну или тому, кто стоял за всем этим цирком, если цирк был заранее срежиссирован. За день до речи депутата главы Эстонии и России провели часовую встречу, которую многие расценили как начало трудного, но необходимого двум соседским странам диалога. Косачевская речь поставила на нем крест.
А реальные проблемы финно-угорских народов, такие как ассимиляция, русификация или отсутствие у коренных малочисленных народов реальных прав на собственные земли и их недра (нефть и газ в России отнюдь не "русские", как любят писать в провластных изданиях, а по большей части ненецкие, хантыйские, мансийские) — так и остались нерешенными. Да их даже и не обсуждали. Все потонуло в неумелом пиаре и скандалах.
Вы можете оставить свои комментарии здесь