Смысл обеих инициатив, между тем, достаточно очевиден. Состоит он вовсе не в повышении престижа воинской службы, а в том, чтобы понизить статус не служивших в армии людей, да и добиться, чтобы год в казарме стал меньшим из зол. Хотя этой цели добиться не так-то просто. С инициативой "Наших" все более или менее понятно. Они вправе считать "уклонистов" предателями, и никто не может им это запретить, так же, как никто не может запретить членам партии ДРУГГ, созданной Григорием Грабовым, верить в способность их кумира воскрешать мертвых. Но окружающие вправе иметь собственную точку зрения – как на проблему воскрешения, так и на проблему призыва. А законопроект Общественной палаты изначально создавался для того, чтобы отражать точку зрения общества в целом. Но с одной стороны, социологические опросы показывают, что граждане в большинстве своем выступают за справедливость и говорят, что служить должны все. С другой стороны, под "всеми" понимают, прежде всего, детей больших и не очень больших начальников, которые получают отсрочки.
Если дети начальников останутся дома, а служить пойдет сын соседки, ухаживавший за больной матерью, или молодой отец, это вряд ли сочтут справедливым. А вот если все, кто впоследствии желает сделать государственную карьеру, будут вынуждены служить – возможно, что их, как правило высокопоставленные родители, сделают все, чтобы армия стала менее опасной для жизни и здоровья призывников. Таким образом, в выигрыше окажутся и дети "простонародья".
На первый взгляд, инициатива Общественной палаты может получить широкую поддержку у обывателей, искренне считающих, что без "мохнатой лапы" престижное место на государственной службе не получить, а в депутаты и подавно не попасть. Однако Общественной палате совсем не нужна поддержка. Если бы она была нужна, то делегации ехали бы в регионы, добивались возможности выступить в СМИ, без устали разъясняли бы свою позицию. Но ничего подобного не происходит и вряд ли произойдет. Палата собралась, позаседала, сформулировала свои инициативы. Кстати, нечто подобное уже обсуждалось два-три года назад в кулуарах Думы, но дальше дело не пошло. Ведь в случае принятия такого закона под угрозой оказывается не только будущее сынов больших и не очень больших начальников, но и собственное положение этих начальников в настоящий момент. Подавляющее большинство депутатов и чиновников "срочную" не служили. И среди этого большинства не только министр обороны Сергей Иванов или, скажем, министр финансов Алексей Кудрин, но и – страшно сказать – сам президент России!
То есть, конечно, у всех у них были вполне законные основания не отдавать долг Родине, да и вообще, обратную силу такому закону придавать не обязательно. Но, во-первых, ни депутаты, ни чиновники уходить с политического Олимпа после следующих выборов не собираются. А, во-вторых, принятие подобного закона тянет за собой неизбежную цепочку вопросов. Выходит, никто из тех, кто в казарме не побывал, долг Родине не отдал? Или этот долг можно отдать в каком-то другом месте? И для того, чтобы стать настоящим мужчиной, тянуть армейскую лямку тоже не обязательно? Или никто из членов нынешней политической элиты, в том числе и Президент, на звание "настоящего мужчины" претендовать не может?
В общем, некрасивая картинка получается – депутатам и чиновникам она явно не пришлась по душе. Они предпочитают жить, как жили, периодически "отдавая долг Родине" на специальных военных сборах, имеющих мало общего с той армией, в которую мы боимся отдавать своих детей. Побыв три-четыре дня в какой-нибудь образцово-показательной воинской части, вдоволь постреляв из разных видов оружия и опустошив вместе с командиром части и другими офицерами не один ящик традиционного русского напитка, депутаты получают очередную "звездочку" на погоны, и так – каждый думский срок. Некоторые за последнее десятилетие в парламенте уже "дослужились" аж до полковников и гордо появляются в его стенах в соответствующих "бутафорских" мундирах... Представители Общественной палаты ссылаются на опыт некоторых зарубежных стран – в частности, Швейцарии и Германии, где человеку не служившему не видать государственных постов. При этом они забывают уточнить, что Швейцария – нейтральная страна, ни с кем не воюет, и армия там весьма специфическая. Что касается Германии, то бытовые и материальные условия, в которых служат солдаты бундесвера, являются недостижимой мечтой даже для российских офицеров немалого ранга. Да и о том, чтобы в бундесвере происходило что-то подобное тому, что происходит в армии России, слышать как-то не приходилось.
Можно было бы вспомнить и про Израиль, где тем, кто не служил, действительно закрыта дорога на высокие государственные посты. Не потому, что это прописано в законе, а потому, что не служить там – стыдно, а служить – почетно. Любой депутат Кнессета с гордостью указывает в своей биографии, размещенной на сайте парламента, что он "сержант" или "капитан" запаса, проходивший службу в "Цахале" (так называется израильская армия) в такие-то годы. А тот, кто не имеет армейского прошлого, знает, что конкуренты не упустят такую деталь в его биографии и ни одна партия не включит его в свои предвыборные списки. А вообще-то есть Конституция, где записано, что все граждане имеют равный доступ к государственной службе и все граждане, кроме недееспособных и отбывающих наказание по приговору суда, имеют право быть избранными. В эти нормы как-то плохо укладывается инициатива Общественной палаты. Конечно, Конституцию и поменять при нынешней "вертикали" несложно, но все же...